11 Апр

АКМ

4:3

(0:2 3:1 1:0)

ЮГР

12 Апр

НФТ

0:1

(0:0 0:1 0:0)

РУБ

14 Апр

РУБ

2:3

(1:1 0:2 1:0)

НФТ

18 Апр

АКМ

:

НФТ

О матче

П1
1.94
X
4.08
П2
3.28
19 Апр

АКМ

:

НФТ

О матче

22 Апр

НФТ

:

АКМ

О матче

23 Апр

НФТ

:

АКМ

О матче

Владимир Чунарёв: из «Мукачево» делал «KOHO»

Справка: Чунарёв Владимир Иннокентьевич
Родился 01 января 1954г. Нападающий.
Играл в командах "Машиностроитель" (Воткинск), "Нефтехимик" (Нижнекамск)

Воткинск – небольшой предуральский городок, затерянный где-то между Вяткой и Камой – место, конечно, хоккейное. Да только ассоциируется он у любителей спорта не с "канадской" разновидностью игры, а с её русским размашистым вариантом. Но, оказывается, что когда-то, почти полвека назад, команда местного Машиностроительного завода пробовала свои силы на всероссийской арене, а воткинский лёд взрастил целый ряд заметных хоккеистов, оставивших след за пределами родного города. Владимир Чунарёв, экс-капитан нижнекамского "Нефтехимика", - один из них. 

Чунарев 16122018текст7.jpg

- Владимир Иннокентьевич, "Знамя" – старожил Первенства страны по хоккею с мячом, один из символов города. Как же Вас, уроженца Воткинска, занесло в "шайбу"?

- Да, в бенди у нас начали играть ещё в 30-е. Но было время, когда и "шайба" активно культивировалась. Это, примерно, начало 60-х. Приехали по распределению на завод специалисты из Питера, инженеры, техники – завезли волейбол, баскетбол, ручной мяч. И канадский хоккей так же. Первым наставником, занимавшимся и с мальчишками, и со взрослыми, стал Александр Болонкин. Пермяк Карл Граудин подарил нашему Васильичу тарасовскую книжку о тактике в детских и юношеских командах. Так мы узнали, что такое система "4-1", "3-2", прессинг, давление, другие нюансы. Несколько лет по этой книге занимались. Знаешь, у нас жизнь была нескучная. Это сейчас – все по интернетам. А тогда зимой хоккей, летом – футбол. Юношеской командой выигрывали региональную "Золотую шайбу". А в сезоне 1971/72 воткинский "Машиностроитель" добрался до Первенства РСФСР. 

- Вы участвовали?

- Да, перед самой армией ездил на зональный турнир в Верхнюю Салду. В соперниках Кунгур, Стерлитамак, Миасс, казанский СК имени Воровского, горьковская "Искра" и хозяева – верхнесалдинский "Старт". Вот они-то как раз больше всех понравились, попали мы им крупно. Первая пятёрка очень сильная, хорошие комбинации наигранные. 

Чунарев 16122018текст6.jpg

Триумфаторы "Золотой шайбы"; Владимир Чунарёв крайний слева

- Самый известный воткинский хоккеист – наверное, вратарь Алексей Пашков, игравший в Первой лиге СССР?

- Да, пожалуй. Очень трудолюбивый, настырный. Ещё по юношам Лёха выезжал в зарубежное турне по Чехословакии. 

- Что-то о той заграничной поездке земляк рассказывал?

- Знаю, что он там все игры провёл без замен, несмотря на травму. В Пардубице какой-то чех упорно перед ним маячил, провоцировал, Лёха не сдержался, дал ему клюшечкой неласково. Так этот деятель ворота объехал и с размаху по ловушке – бах! – палец распух моментально. 

- Какие сувениры привёз из-за рубежа?

- Мне – клюшку "Artis" и тёмно-синий шлем "АВС", который у меня позже, зараза, казанцы спёрли. 

- Что за история?

- Это я уже в Нижнекамске играл. Конец сезона; трое казанских у нас из состава разом уволились – и молниеносно уехали; вместе с ними исчез шлем. 

- Свои, что ли, стырили?

- Ну да. Сейчас бы я в этом шлеме выходил – раритетная вещь. По молодости клюшки коллекционировал. Харламовский "Sher-Wood" добыл, представляешь?

- Не играли им?

- Нет, конечно. Берёг. А как-то по зиме домой приезжаю – команде трёхдневный отпуск дали под Новый год – смотрю, во дворе мальчишки носятся, а в руках "Titan", "КОНО"; все уже под рост отпиленные. Оказывается, батя мой всю коллекцию им отдал: "Играйте, Володя ещё привезёт". 

- Армейская служба коснулась Вас по-настоящему?

- Так точно. Служил в Новосибирске. Аэропорт Толмачёво, войска ПВО. 

- О хоккее пришлось напрочь позабыть?

- А вот повезло. На территории была хоккейная площадка, так что удавалось иногда позаниматься. К нам в часть регулярно приезжали биатлонисты; двукратный олимпионик Виктор Маматов и знаменитый Александр Тихонов. У обоих по тёмно-коричневой новенькой 24-й "Волге". Баскетбольным мячом в футбол играли. Пока его не изорвут – всё гоняют по "коробке". Уезжая, оставляли нам, солдатикам,  коньячку и закуску. Тихонов автографы так подписывал: "Заслуженный мастер спорта, олимпийский чемпион, чемпион мира Тихонов". Все регалии – полностью. Кстати, за время службы я даже на Первенство СибВО в новосибирском Ледовом дворце покатался. Тренером там трудился Юрий Судоплатов, старший брат работавшего позже в Воронеже и Нефтекамске Дмитрия Викторовича.

- Как известно, дембель неизбежен. Два года пролетели – что дальше?

- Вернулся домой, снова стал играть в хоккей. В марте 1975-го отправились в Глазов, здесь же в это время оказались нижнекамские тренеры Николай Богачёв и Анатолий Курьянов. Видимо, посмотрели нашу игру, подошли ко мне, предложили перебираться на камские берега. Согласился.

Чунарев 16122018текст5.jpg

Тренировка нижнекамского "Нефтехимика"

- То есть, Вы в "Нефтехимике" начинали даже не с Класса "Б", а ещё с первенства Татарстана?

- Да, с республики. В Класс "Б" пробились в 1979-м. 

- Наставником команды к тому моменту стал Ковалевский.

- Анатолий Данилович. 

- Можно сказать, что большой хоккей в Нижнекамске начинался именно с него?

- Именно так. Личность он уникальная. Стажировался в Москве у Кулагина. Припёр оттуда тренерскую тетрадку, по которой потом крепко гонял команды. До нас тренировал альметьевский "Спутник" и получил уголовный срок за махинации с фальшивыми входными билетами на стадион. Отбывал наказание на "химии" в Нижнекамске. Сумел заразить интересом к хоккею местное руководство. Возглавил команду, инициировал строительство площадки с искусственным льдом. В первый же год приличный собрал составчик, физически готовил очень здо́рово. Упор на скоростную выносливость. В Прибалтике вдоль побережья сколько мы километров намотали по песочку.  

Чунарев 16122018текст4.jpg

"Нефтехимик" (Нижнекамск), 1979 год

- Кто в составе?

- В воротах Фарда Закиров и мой земляк Лёха Пашков. С Альметки подъехали Симурзин и Васильев. Серёга Граудин – глазовский. Много ижевских: Калинин, Останин, Скрябин, Ахунзянов, Пивоваров, Лялин, чуть позже добавился Коробейников. Затем к штурвалу встал Владимир Яковлевич Андреев, известный по работе с "Урицким"; с ним приехало много казанских ребят. 

- Самые упорные матчи, наверное, с соседями, с Набережными Челнами?

- А вот и нет. Основная заруба – с Лениногорском. И ещё с хохлами, с Днепродзержинском. Каждую игру дрались; и в гостях, и дома. 

Чунарев 16122018текст3.jpg

Хоккеисты "Нефтехимика"Владимир Чунарёв (слева) и Фарил Закиров с семьями на отдыхе

- Один из провинциальных спортивных функционеров той поры рассказывал, что Анатолий Ковалевский был завзятым весельчаком и юмористом.

- В автобус заходит – хлоп-хлоп себя по внутренним карманам, на месте ли бумажник. Носом поведёт, учует, что кто-то вчера режим нарушил: "Прекращайте вы с этим бухаловом, ребята. Вот я в молодости тоже любил пивка пропустить – сейчас печень, почки". Да всё это обильной жестикуляцией, мимикой сопровождает. Мы всем автобусом угораем, за животы держимся. Данилыч любил с нами на тренировке в двусторонке погонять. Выходил налегке, в спорткостюмчике, без нагрудника, без шлема. Раз Гена Паршин со всей дури как зарядил ему шайбой по почкам – тренер оборачивается: "И что это за муха меня укусила?"  

- Как обстояли дела со спортивным обеспечением?

- Нормально. Каждый год всё новое: коньки, защитка. Правда, отечественное, "ЭФСИ". Вратари свои щитки покрывали воском, ещё какими-то мазями, и постоянно загнутыми держали у батареи; к нагруднику – поролон подшивали, войлок.  В душу попадёт – защитит не сильно, зато тепло. Потом мы немножко обшустрились, сами стали что-то импортное доставать. Самым крутым считался шведский шлем "VM". За финскую клюшку, помню, 25 рублей отдавали, за канадские коньки с пластмассовыми стаканами – полсотни. 

- Солидно.

- Это только за коньки, без ботинка. Ещё из мукачевских клюшек делали "КОНО".

- Каким образом?

- Они же уже прилично смотрелись, клеёные; друзья из Первой лиги привезут, берёшь её, аккуратно ошкуриваешь, все надписи затираешь – и по трафарету: "КОНО 221 custom pro". И пять поперечных полосок. И даже фамилию на ребре. 

Чунарев 16122018текст2.jpg

"Темп" (Загорск) - "Нефтехимик" (Нижнекамск), с шайбой Владимир Чунарёв

- Земляка Пашкова, рискну предположить, Вы в Нижнекамск затянули?

- Ага. Он два армейских года провёл совсем без хоккея; учебка в Кунгуре, затем полтора года в Западной группе советских войск, в Германии. Дембельнулся, устроился на Машиностроительный завод. А я узнал – после сборов в Нарве рванул до Воткинска. Залетаю к нему домой: "Лёха, поехали! Хоккей тебя ждёт". Он, было, засомневался, но дня через три рассчитался на заводе, и к старту первенства прибыл в Нижнекамск.

- То есть он чемпионат начал без предсезонки?

- Получается, так. Но мы с ребятами, как могли, постарались подтащить его. На раскатке своим парням говорю: "Лёхе бросаем вот туда". Пиво, Толстый кивают: "Ясно". Бросок, бросок – Пашков всё ловит. Данилыч смотрит: "В порядке парень. Берём, оформляем на ставку". 

- На Нефтехимический комбинат?

- Ага. Все там числились. Я, например, слесарем по химоборудованию третьего разряда. 

- Зарплата большая?

- 170 рублей. Плюс, "втихушку" ещё вторую ставку оформляли, по стольнику доплачивали. 

- А премии?

- Премяшки давали. Но редко. После первого круга в профкоме чего-то подкинут, после второго. А чтоб после каждой игры – нет. 

- Хоккей Класса "Б" семидесятых годов, каким он был? Жёстким?

- Техничным. Контактной борьбы хватало, но силовой приём всегда применялся чисто. Если подкатывались, то ловили чётко на бедро. Был такой умелец – Коля Караваев – все соперники от его "вертушек" слезьми ревели. А чтоб с локтя зарядить в голову – это уж после канадских суперсерий повелось. Сегодня человека в борт врезают, а раньше – размазывали. 

- Кто слыл главным грубияном?

- Мартын из Лениногорска и Валерка Ларионов. Этот невысокий, маленький, но дерзкий, наглый, всё время зацепить старался. 

- А Роберт Калинин?

- Силовой парень. Ну, у него-то здоровья хватало. Вот шрам у меня – о нём память. Хотел объехать, а он клюшкой махнул – в подбородок.

- А главные технари?

- Самобытным дриблингом выделялся Фарит Зайнуллин из Альметки, чей сын в XXI веке играл у Знарка в "Динамо" и Балашихе. В Чебоксарах – Сашка Александров; вот такой здоровый моты́ль. А среди защитников – Валерка Олейник из Липецка. Где он сейчас, кстати?

- "Тамбов" тренирует. 

- Ясно. 

- На тренерских мостиках Класса "Б" поработало немало знаковых хоккейных фигур.

- В Липецке известные спартаковцы Мартынюк и Фоменков, в Загорске – легендарный Николай Эпштейн и знаменитый казанский защитник Николай Штейн.

- На дальние выезды  - вот в тот же Липецк, Подмосковье, Украину – как добирались?

- Комбинат предоставлял самолёт. Половина – грузовой отсек, половина – пассажирский салон. А если поездка не особо далёкая – то на собственном "Икарусе". 

- Предсезонные сборы где проводили?

- Начинали обычно в профилактории на Красном ключе, а ближе к осени, в сентябре выезжали в Нарву. Там был искусственный каток. К вечеру хозяева для себя его хорошо промораживали, а днём – отпускали "морозилки", лёд таял, плёнка воды поверху. После тренировки все ботинки сырые, хлюпают. 

Чунарев 16122018текст1.jpg

Ветераны "Нефтехимика" Александр Юдин, Владимир Чунарёв, Фарид Закиров (слева направо)

- Болельщики на хоккей охотно ходили? 

- В Новочебоксарске всегда биток, в Липецке – полный дворец. Да и у нас в Нижнекамске аншлаг – привычное дело. 

- Жилищный вопрос перед игроками "Нефтехимика" вставал?

- Неженатые жили в общаге. Семейным предоставлялась "малосемейка", год отыграешь – квартира. Дочь у меня родилась – сразу из "однушки" в "трёшку" переехали. Подросла, в детский сад идти пора – два варианта на выбор. Любые бытовые вопросы игроков комбинат решал без проволочек.  

- Говоря о нижнекамском хоккее, невозможно обойти вниманием фигуру Бориса Селезнёва. 

- Боря с нами вместе начинал, занимался, на сборы ездил, даже поиграл малость. Параллельно закончил школу милиции, поступил на службу в органы. В итоге, вопрос перед ним поставили ребром: "Выбирай что-то одно". И хотя сперва он двинулся по милицейской стезе, "шайба" всё-таки перевесила. Борис стал первым президентом "Нефтехимика". Именно при его непосредственном участии осуществлялся второй прорыв клуба на всесоюзную арену, выход в элиту. 

- Поддерживаете связь?

- Мы в очень хороших отношениях. Борис не раз бывал у меня в гостях всей семьёй. На заре 90-х даже, приоткрою секрет, приглашал на должность начальника команды. Когда Саша Орлов собрался туда вторым тренером, консультировался: "Как, что, чего?" – "Держись, - говорю, - за Бориса Борисовича; с ним не пропадёшь". 

- Смотрю на фотографии "Нефтехимика" начала 80-х. Лого клуба на свитерах выглядит явной аллюзией на "Бостон Брюинз".

- Обычная практика, возьмите хотя бы новосибирскую "Сибирь". А эмблему, конечно, копировали с "Бостона". У них – "ВВ", у нас – "НН". 

- Где подсмотрели? Советское телевидение трансляциями НХЛ зрителей не баловало. 

- В клубной суперсерии 1975 года возможно. А вообще-то я выписывал чешский иллюстрированный журнал "Stadion", собирал цветные постеры. Это тогда был основной источник информации о западном хоккее. 

- Что известно о судьбе "нефтехимиков" прошлого века, часто ли общаетесь с одноклубниками?

- Многих, к сожалению, уже нет в живых. Буквально в этом году ушли Лёха Пашков и Володя Коробейников. Ильгизар Зарипов возглавлял спорткомитет Казани, работал в "Ракете", Гена Першин трудится в футбольном клубе, Витя Лялин – в спортшколе, Фарда Закиров – тренер вратарей "Нефтехимика", Рустик Кашап – администратор в "Ак Барсе". Видимся, общаемся постоянно. В Нижнекамске чтят и помнят ветеранов. Регулярно приглашают, то на символическое вбрасывание, то на встречи. Вот по осени отмечали полувековой юбилей нижнекамского хоккея. Перед построением мальчишки вынесли майки тех, кого уже нет. Саша Юдин – он с Мурманска родом – хохму за столом рассказывал, как-то по юношам к ним приезжали финны, играли на открытой "коробке". "Разбегусь, - говорит, - в борт соперника впечатаю, одной рукой придерживаю чудака, а другой успеваю клюшку у него выдернуть и за борт швырнуть в сугроб. Брата младшего предупредил: вот в этом месте стой, туда кидать буду. Два раза за игру так сделал, одну братишка успел подобрать, а вторую кто-то из зрителей коршуном уволок. После матча финский тренер заходит в раздевалку с ворохом клюшек: "Держите, подарок, только у наших ребят больше не отнимайте". 

Чунарев 16122018текст.jpg

Владимир Чунарёв в матче Ночной Хоккейной Лиги

Владимиру Чунарёву совсем скоро "стукнет" 65. Но, глядя на него, понимаешь, что годы – вовсе не тяжкий груз, а опыт и мудрость. Рассказ о ветеране был бы далеко неполным, если не упомянуть, что он до сей поры практикующий игрок, один из лучших центрфорвардов Ночной Хоккейной Лиги. Вот и в крайнем своём матче Иннокентьич в очередной раз огорчил чужого вратаря. Который, к слову, младше нападающего на 20 с лишним лет. Как подчёркивает сам праворукий аксакал: " Хоккею все возрасты покорны. И годы спорту – точно не помеха!"

Пресс-служба ВХЛ
16:04 16/12/18