Разговор пресс-службы «Магнитки» с главным тренером Равилем Гусмановым состоялся перед стартом домашней серии — первой в истории команды. Позади был непростой выезд. Но началось общение с трёхкратным чемпионом России в составе «Металлурга» с примет.
— Равиль Мидехатович, мы с вами общаемся в пятницу,
— Сильно как бы — нет. Но когда играл в хоккей, были какие-то свои заморочки. А так верю только в свои силы.
—Недавно с «Магниткой» был ваш первый выезд как главного тренера. В какие-то приметы верили, что-то соблюдали?
— Нет. Сейчас только здравый расчёт, анализ ситуации. Уже думаю и говорю больше как тренер. Как игрок — да, верил, если вспоминать свою игровую деятельность. Но опять-таки, не сказать, что я был суеверным игроком.
— Из трёх матчей, что «Магнитка» проиграла, какой могли взять?
— Наверное, первый матч (с «Норильском» — прим. ред.), в котором была, если можно сказать, некоторая недосказанность. Два периода играли, потом немного подрастерялись, когда пропустили третий гол. При счёте 2:2 так и думал: кто первым забьёт, тот и выиграет. К сожалению, забили не мы. А потом пришлось раскрываться, атаковать. Как следствие — получили в ответку... Немного выпали два следующих матча. В психологическом плане они не получились. Наши игроки пытались сделать больше, чем нужно. Мы готовились ко всем матчам, и было понятно, что ребятам нужно было продолжать выполнять то задание и тот план, который мы изначально наметили. И его придерживаться, несмотря на счёт. Всё это мы будем стараться выполнить в течение сезона.
— Три матча подряд не могли забить в первом периоде. И уже в четвёртой выездной игре это, наконец-таки, произошло. Что получилось в Барнауле в поединке с «Динамо-Алтаем»?
— В предыдущих играх мы были всегда в роли догоняющих. Моменты создавали в проигранных матчах, особенно в первом. Но вот реализация... Ребята молодые: кто-то пришёл только из МХЛ, не играл во взрослом хоккее. Есть нюансы, конечно. Будем стараться исправить, забивать в тех моментах, которые создаём.
— Сама игра «Магнитки» ещё далека от того качества, которое вы хотите видеть?
— Да, конечно. Команда молодая, только недавно собралась. Ротация, одна система. Игроки уходят, приходят. Есть у нас свои сложности. Соответственно, свои интересные моменты. Игра пока волнообразная: есть хорошие моменты с рисунком игры, которые нужно оставить на будущее. Это как раз то, что мы хотели бы видеть. В то же время есть негативные моменты, провальные, скажем так. Отсюда мы не получаем голы, совершаем индивидуальные ошибки. Отнесём, кстати, их на преизбыток желания игроков. Но ещё раз говорю, что постепенно мы всё поставим на свои рельсы, и будем идти вперёд.
— В свое время вы были капитаном «Металлурга». Тот капитанский опыт помогает теперь в тренерской карьере?
— Конечно. В первую очередь, это опыт общения с руководством. И, соответственно, общение с командой. Найти общий язык, быть тем звеном между тренерским штабом и игроками. Чтобы у нас не было кучкования, чтобы был единый коллектив, который приносит победы.
— Будучи уже главным тренером «Магнитки», какой уровень игры в ВХЛ вы увидели?
— На предсезонке мы сыграли не так много игр с командами ВХЛ. Нынешние отличия: выше скорости, и где-то команды играют не за счёт тактических схем и наработок, а за счёт быстроты передвижения, покрывая ошибки своим движением. Поэтому сейчас тех ребят, которые пришли из молодёжки, стараемся адаптировать под этот стиль.
— Существует ли какое-то преимущество у Никиты Подскребалина перед остальными вратарями «Магнитки» в плане получения большей игровой практики?
— У нас одна вертикаль, единый план действия. Всё идёт согласно плану: в каких матчах играет Подскребалин, а в каких — другие ребята. Мы стараемся придерживаться этого.
— Из-за короткой предсезонки приходится ли говорить о том, что на старте регулярного чемпионата «Магнитка» продолжает набирать игровые кондиции?
— Вы правы. Предсезонка для нас продолжается. Но первые четыре матча чемпионата показали, что физически мы готовы. На данном этапе мы добираем игровой ритм и продолжаем тренировать тактические наработки.
— Какие первостепенные проблемы выявила первая выездная серия?
— Опять же, стабильность игроков и строгое соответствие тем схемам, которые мы тренировали. Не надо что-то придумывать новое, изобретать велосипед. В первую очередь, должна быть стабильность.
— Схемы розыгрыша большинства у «Магнитки» сопоставимы со схемами большинства «Металлурга»?
— При игре «пять на пять» есть схожие тактические варианты. При игре в неравных составах у нас свои наработки. Да, мы общаемся вместе, обсуждаем. Потому что создание и применение игровых схем и тактических наработок — творческий процесс. Он зависит от того набора хоккеистов, которые есть в твоей команде. Поэтому надо использовать возможности самих игроков в этих схемах. Например, есть такие, кто умеет бросать в касание, активно работать на пятаке. Нюансов много.
— У вас есть варианты розыгрыша большинства с двумя защитниками на синей линии?
— Различные варианты наигрываются, пробуются. Думаю, что это такой процесс, который не останавливается у любой команды в течение всего сезона. То есть ни одна команда на одном конкретном розыгрыше не останавливается. Всё это постоянно ищется, варьируется под каждого соперника, под каждого игрока.
— Расскажите, чем занимается каждый из тренеров «Магнитки»?
— У нас слаженный коллектив. Борис Тортунов занимается вратарской линией. Михаил Чурляев и Андрей Соколов — молодость и опыт. Они работают с линией обороны. Евгений Гладских и Вячеслав Долишня — тоже молодость и опыт. Они отвечают за линию атаки. Соответственно, меньшинство является зоной ответственности тренеров по защитникам, за большинство отвечают тренеры по нападающим. А я как связующее звено. Три стези хоккея объединяю в общий знаменатель.
— Кто работает с центральными нападающими на вбрасываниях?
— На вбрасываниях Гладских с Долишнёй. Ну а сами схемы при игре в равных составах, меньшинстве, большинстве обсуждаем, конечно, вместе и уже корректируем.
— Мы уже говорили выше о некоторых проблемах «Магнитки». В первой выездной серии была ещё одна: ни разу не выиграли третий период.
— Сезон только начался. Я бы не сказал, что мы проигрываем физически, но мы пропускали первыми. Я не беру в расчёт победную игру, в которой мы пропустили достаточно курьёзный гол. А в тех матчах мы пытались догнать соперника, и нам приходилось раскрываться.
— В новой команде очень важно выбрать капитана. Как проходили выборы капитана «Магнитки»?
— По окончанию какого-то периода времени посмотрели на ребят, кто как себя ведёт в коллективе. Приняли тренерское решение назначить капитаном Никиту Жлоба. Он — достойный капитан, который ведёт за собой команду. Где-то покрикивает, где-то подсказывает. Такой лидер у нас есть. Мы, тренеры, довольны, что есть такой человек среди игроков, который является связующим звеном между тренерским штабом и командой.
— На что способна нынешняя «Магнитка»? Какой у неё потенциал?
— В первую очередь, наша задача — тренировать, обучать молодых игроков, подготовить их для главной команды. В связи с этим у них должен выработаться инстинкт победителей. Для этого, соответственно, надо выигрывать: микроматчи, периоды, игры. То есть всё это взаимосвязано. Будем стараться не только готовить ребят, но и побеждать, несмотря на то, какой состав у соперника. Я им всегда говорю, что мы можем и должны обыгрывать любого соперника. Поэтому мы сами настраиваемся только на победы.
— Что скажете о календаре? Есть в нём какие-то сложные моменты?
— Думаю, все в равных условиях. Поэтому готовимся согласно графику. Жалобы, сложности есть у всех. Переезды, перелёты — тяжёлые, легкие... Это наши будни.
— Если говорить о матчах «Магнитки», то команда создаёт достаточно моментов, но при этом мало забивает. Как улучшить реализацию?
— Улучшение реализации — постоянный процесс. Мы всегда стараемся где-то подсказать, показать, обучить, чтобы в этом компоненте мы добавили. Да, создаём много, но и молодые ребята, и мастера поопытнее должны добавлять, забивать. А мы, тренеры «Магнитки», будем в этом им помогать.
Пресс-служба ХК «Магнитка»