19 Апр

АКМ

1:3

(0:1 1:1 0:1)

НФТ

22 Апр

НФТ

4:3

(2:1 2:0 0:2)

АКМ

23 Апр

НФТ

3:2 ОТ

(0:0 2:0 0:2 1:0)

АКМ

Игорь Аверкин: Варнаков сильно недооценен как тренер - у него есть знания, и он самозабвенно предан хоккею

Главный тренер ХК «Саров» - о том, почему команда не вышла в плей-офф, работе с глыбами тренерского цеха, о том, как трудился в юниорской и молодежной сборных страны и о свояке. 20 февраля исполнилось 60 лет истинному хоккейному труженику и замечательному человеку Игорю Аверкину. Не став нападающим торпедовской основы, он очень пригодился родному клубу по завершении карьеры игрока. В последние годы работает главным тренером ХК «Саров». С этой темы и началась наша беседа. 

Звено системы 
– Игорь Сергеевич, в прошлом сезоне команда заняла в «регулярке» 13-е место, а теперь – только 20-е, оставшись без плей-офф. В чем причина? 
– Прежде всего, в том, что каждый год у нас серьезная текучка кадров, отсюда – проблемы с сыгранностью, с реализацией большинства. В отличие от прошлого сезона, нам недоставало командного духа. Большего мы, тренеры, ждали от тех, кого брали на ведущие роли... Свои ошибки еще будем анализировать. В частности, почему в восьми ключевых матчах 2017 года команда набрала лишь четыре очка. Четырежды проиграли в основное время с разницей в одну шайбу, еще дважды – по буллитам, но от этого не легче. 
Игорь Аверкин

– Можно ли назвать результат неудовлетворительным? 
– С одной стороны – да, раз в плей-офф не попали. С другой – не скажу, что мы в чем-то уступали целому ряду команд, которые оказались выше нас. Это при том, что «Саров» – в пятерке самых бедных клубов ВХЛ, как следствие – трудности с селекцией, с формированием состава. Привлечь игроков может перспектива пробиться в «Торпедо», однако для этого нужно пахать и пахать... Подчеркну: мы являемся звеном нижегородской хоккейной системы, наша задача – поддерживать «Торпедо», помогать раскрыться ребятам из «Чайки». Хотя результат, конечно, все равно важен. И я заверяю болельщиков: команда много работала и очень старалась. 

– Вы останетесь главным тренером торпедовского фарм-клуба? 
– У меня контракт до 30 апреля, а дальше решать руководству. Сейчас я не прекращаю работу: связываюсь с агентами, думаю, кого взять весной на просмотр. Есть желание трудиться в «Сарове» и дальше, тем более что своих 60 лет я не ощущаю: мне как будто бы 40

Харизматичный Шураков 
– Давайте остановимся на игре по линиям. Что скажете про вратарей? 
– Им не хватало стабильности. В актив Андрею Тихомирову можно занести то, что он прибавил в плане профессионализма. Николай Мольков трудолюбием отличался всегда, но ему тоже надо расти. Максим Аляпкин в предыдущем сезоне выглядел посолиднее, подтаскивал нас, нынче же тоже «кувыркался»: то сыграет, то не сыграет. А Михаил Шукаев тренировался, но в матчах не участвовал. Фактически он исполнял обязанности тренера вратарей. 

– Пропустил «Саров» 118 шайб, это 15-е место в лиге. Забил же 103 гола, став 20-м... 
– Не очень много мы пропускали за счет организации игры. Михаил Тюляпкин и Виталий Тесленко по ходу сезона были привлечены в «Торпедо», но надолго там не задержались. Тюляпкина преследуют травмы, а Тесленко нужно еще работать, чтобы достичь уровня КХЛ. Не задался сезон у Николая Лукьянчикова, который дебютировал в главной команде области годом ранее. У него хорошие возможности, но отношение к делу оставляет желать лучшего. Я очень рад за пробившихся в «Торпедо» Артема Аляева и Дмитрия Шуленина. Аляев был у нас осенью на «перевоспитании» и, безусловно, помог команде. Потом ей сильно недоставало так хорошо бросающего защитника. 

– Какие еще проблемы были в атаке? 
– Выпала ось центральных нападающих. Видимо, из-за больного колена не вышел на прежний уровень – лидера, бомбардира – Руслан Хасаншин. Осенью он сам попросился к нам из Красноярска, так как живет в Дивеево. Даниил Ильин не играл после Нового года, получив приглашение в студенческую сборную России. Здорово, что он стал чемпионом Всемирной Универсиады, но для нас это была существенная потеря. Без Ильина сложнее стало Денису Шуракову, который, несмотря на скромные габариты и молодой возраст, вел всю игру. Парень с харизмой, за ним тянулись остальные, поэтому мы сделали его капитаном «Сарова». Не хватало результативных нападающих. Наш лучший снайпер Григорий Мищенко забросил 17 шайб, никто из остальных форвардов не забил больше семи. У Даниила Жаркова – три гола, у Максима Кицына – два, а ведь они на контрактах с «Торпедо». Ребята трудолюбивые, ответственные, но заиграть в полную силу им не позволяют травмы. По этой же причине сбавил обороты Михаил Смолин. До травмы был мобильным, жестким, я хотел, чтобы его посмотрел Петерис Скудра. Увы, в одном из матчей шайба угодила Мише в ногу – перелом малой берцовой кости. После возвращения в строй он тяжело входил в игру. Надеюсь, что прибавят Смолин, саровский воспитанник Роман Горбунов, Владислав Богословский, Никита Рогов

Скрупулезный Варнаков 
– Игорь Сергеевич, сколько уже лет вы в системе «Торпедо»? 
– С 1996 года, и мне все время предлагали здесь работу. Начинал в СДЮСШОР, причем работал вместе со своим первым тренером – Владимиром Петровичем Садовниковым. Занимался у него еще в Дзержинске, играл за команду «Органик», которой он руководил. Нам дали мальчишек 1985 года рождения, потом год я тренировал их самостоятельно – до прихода Александра Николаевича Федотова. Среди тех ребят был и мой племянник Миша Варнаков, сейчас – ассистент капитана «Ак Барса». С его отцом мы подружились в автозаводской хоккейной школе. Михаил Павлович – мой свояк: мы женаты на родных сестрах. В сезоне-1999/2000 я был в заволжском «Моторе» (тогдашний фарм-клуб «Торпедо»), затем стал главным тренером «Торпедо»-2. А в декабре 2001-го мне вдруг предложили стать главным тренером первой команды, выступавшей в Суперлиге. Я отказался, сославшись на отсутствие опыта, но генеральный директор клуба Николай Горшков настоял на своем: мол, берись, когда-то же надо начинать. Мне помогали Виктор Доброхотов и Александр Кокурин. Мы заставили игроков поверить в себя, и команда догнала ушедших далеко вперед соперников, но в итоге все же вылетела из Суперлиги. Долги по зарплате у нас составляли четыре месяца, премиальных не было вовсе. Мы не знали, нужна ли вообще команда автозаводу. 
Михаил Варнаков и Игорь Аверкин
– В октябре 2003-го вы опять возглавили «Торпедо» в Суперлиге. 
– Перед этим вместе с Доброхотовым помогал Геннадию Цыгурову. Это был тренер-глыба! Весной 2003-го «Торпедо» вернулось в элитную лигу, но пошли неудачи. Снова безденежье, долги... Геннадий Федорович ушел, и я стоял у руля до конца сезона. К сожалению, вылетели и на сей раз. Затем «Торпедо» возглавил Михаил Варнаков, он взял в помощники Александра Скворцова и пригласил меня. Ну, разве откажешься от работы с такими людьми?! При Анатолии Богданове меня в команде не было, я тренировал «Торпедо»-2. Зато позднее сами звонили и звали в ассистенты Владимир Юрзинов-младший, Евгений Попихин. Совсем недолго я был рядом с Петром Воробьевым и Сергеем Михалевым. Кстати, в юниорской сборной России помогал Федору Канарейкину

– И кто в этом созвездии произвел самое сильное впечатление? 
– Варнаков. И дело даже не в том, что он настоящий друг, который всегда поможет словом и делом. Дружба – дружбой, а служба – службой. Он очень требовательный специалист и дал мне так много, как никто другой. Тактику, игру в обороне разбирал до мельчайших деталей – такой скрупулезности я не встречал больше ни у кого. На мой взгляд, Михаил Павлович сильно недооценен как тренер. У него глубочайшие знания и самозабвенная преданность хоккею. Сейчас он старший тренер в школе ярославского «Локомотива». Звонишь ему в десять вечера, а он еще весь в делах – сидит на трибуне, смотрит тренировку ребят. 

– Именно при Варнакове в 2005 году в вашей тренерской карьере был самый драматичный матч, не так ли? 
– Вы правы. «Торпедо» – «Витязь», битва за выход в Суперлигу. Все решалось в серии буллитов. Перед последним буллитом Мика Пиетиля подъехал к скамейке и сказал: не могу, болит колено. Поставили Серегу Хорошуна, и Алексей Жамнов ему забил. А наше возвращение в Суперлигу состоялось лишь через два года, уже при Юрзинове. 

Наставник энхаэловцев 
– Пожалуйста, вспомните о своей работе в молодежной российской сборной. 
– В 2013-м я занимал должность спортивного директора «Торпедо» – понял, что это не мое, заскучал. А Варнакову – главному тренеру «молодежки» – для канадского турне требовался помощник по работе с видеоматериалами. «Торпедо» меня отпустило, и я полетел в Северную Америку. Разговора о дальнейшем сотрудничестве поначалу не было, но оказалось, что я нужен Михаилу Павловичу и на чемпионате мира в Швеции. Там мы заняли третье место. Тренерский штаб трудился до трех часов ночи, а в шесть утра уже подъем. Турнир скоротечный, видеоматериалов много – надо было все разобрать. В четвертьфинале обыграли американцев (5:3), в матче за бронзу – канадцев (2:1), а вот с хозяевами в полуфинале не справились – 1:2. У шведов выделялся нападающий Филип Форсберг, ныне успешно выступающий в НХЛ. 

– Кто на виду из тех ваших подопечных? 
– В НХЛ играют вратарь Василевский, Задоров, Трямкин, Бучневич, Слепышев, Иван Барбашев, наш лучший бомбардир в том чемпионате Михаил Григоренко. В стартовавшем плей-офф КХЛ выходят на лед магнитогорец Береглазов, ярославец Любушкин, московский динамовец Миронов, Барабанов из СКА, Жафяров из «Адмирала»... Если же говорить о чемпионате мира среди юниоров до 18 лет, состоявшемся в Швеции 11 лет назад, то звездами стали голкипер Семен Варламов и Артем Анисимов. Был в той команде и нижегородский защитник Валера Жуков. Его нынешний клуб – курганское «Зауралье». 

– А кто самый талантливый из наших земляков, которых вы тренировали? 
– За последние годы – Дима Клопов, играющий в тюменском «Рубине». Грустно, что он не смог распорядиться своим талантом и толком не раскрылся на высшем уровне. 

– Жалеете, что и сами не закрепились в элите отечественного хоккея? 
– Конечно, жаль, но каждому свое. В конце концов, во второй лиге чемпионата СССР, где я выступал за горьковский «Полет» и эстонский «Кренгольм», тоже было интересно. А на самом высоком уровне хотел играть только за «Торпедо». И эта любовь к нему, пусть и спустя годы, все же оказалась взаимной. Ну а в российской Суперлиге довелось поиграть моему сыну Вадиму, тоже нападающему. В 1996 году он завоевал титул чемпиона Европы среди юниоров, потом защищал цвета нашего «Торпедо», хабаровского «Амура», новокузнецкого «Металлурга». Вадим завершил карьеру по окончании прошлого сезона, проведенного в «Сарове», и трудоустроился в профсоюз КХЛ. Благодаря сыну у меня есть внучка (21 февраля ей исполнилось 12 лет), благодаря дочери – внук (он родился 4 ноября позапрошлого года). В свободное от работы время я могу побыть с ними, и это – счастье! 

ФАКТЫ 
В ХК «Саров» Игорь Аверкин пришел в 2010 году ассистентом Михаила Варнакова. Возглавил команду в 2012 году, но по ходу сезона стал помощником Вячеслава Рьянова в «Торпедо». Вернулся на пост главного тренера «Сарова» 12.01.2014, после молодежного чемпионата мира. 

«Саров» старается играть по той же схеме, что и «Торпедо»: с высоким прессингом, обилием силовых единоборств. Закалку здесь прошел недавний дебютант сборной России Максим Осипов

16 лет Игорь Аверкин жил в эстонской Нарве, уехав туда из Горького в 1980 году. 

В Нарве Игорь Сергеевич полтора года был вне хоккея, работал в сфере бизнеса. Затем обучал хоккею мальчишек детсадовского возраста, что ему очень нравилось. 

В сезоне 1990/91 уроженец Дзержинска выступал во второй финской лиге за клуб «СаПКо» (Савонлинна). 

Александр Рылов, «Нижегородский спорт»
09:03 04/03/17