19 Апр

АКМ

1:3

(0:1 1:1 0:1)

НФТ

22 Апр

НФТ

4:3

(2:1 2:0 0:2)

АКМ

23 Апр

НФТ

3:2 ОТ

(0:0 2:0 0:2 1:0)

АКМ

Ильназ Загитов: уставший вид у меня оттого, что даю по три интервью в день

Успехи ижевского хоккея последних лет неразрывно связаны с Ильназом Загитовым. Год назад он доходил до финала битвы за «Братину» как действующий игрок, а нынешней весной повторил достижение уже в роли главного тренера, сменив шлем, перчатки и клюшку на элегантный костюм и галстук. Случай беспрецедентный.

Существует два стереотипа относительно тренерской профессии. Первый – тренер должен быть немножко чокнутым, на «своей» Ильназ Загитовволне. Иногда превращаясь, в интересах дела, в мизантропа, хама и циника. Тот, кто ни с кем не ссорится, никогда ничего не выиграет. Второй стереотип – тренер должен набить шишки, испечь целую гору блинов с комочками - потому что «без поражений не бывает побед». Андрей Разин, предшественник Загитова, вписывается в брутально-романтическое представление о тренерской профессии практически идеально. Поклонники «Ижстали» помнят его непримиримым факелоносцем правды, борьбы и справедливости, с «розовыми маечками» на тренировках и обнаженным торсом во время решающего матча в плей-офф. Загитов эти стереотипы разрушает. Он – абсолютно нормальный, по сравнению с Разиным даже скучный. О таком фильм не снимешь, книжку не напишешь, разве что комсомольскую характеристику: «Старательный, дисциплинированный, активист, хороший товарищ». При этом, что интересно, тренерский гений Загитова открыл именно Разин.

- Это не миф, - вспоминает с улыбкой Ильназ Загитов. – Год назад мы ехали с последней финальной игры в Нефтекамске, к тому моменту уже было ясно, что в следующем сезоне у «Ижстали» будет новый тренер. В салоне автобуса тишина – и вдруг Андрей Владимирович кивает в мою сторону: «А теперь будешь ты!» Без лишних слов было ясно, что он имел ввиду. Для меня полнейшая неожиданность: я еще коньки на гвоздь повесить не успел и о тренерстве даже не думал. Окончательно понял, что это не шутка, когда президент клуба вызвал меня, спросил: «Готов?» Попросил дать время на размышление. Созвонился со знакомыми тренерами, обрисовал ситуацию. Они были единодушны: «Что тут думать? Берись!» На следующий день дал положительный ответ.

- На церемонии награждения вы обратились к президенту клуба Валерию Моисееву: «Не понимаю, как вы меня назначили главным тренером? Ведь у меня не было совершенно никакого опыта».
- Я не играл на публику. На самом деле не понимаю, - улыбнулся Загитов. - Однако, пользуясь случаем, хотел бы еще раз поблагодарить руководство клуба за предоставленный шанс. Надеюсь, никого не подвел.

- Скромничаете, Ильназ Насихович. Вашему началу тренерской карьеры можно только позавидовать. Другой вопрос, что скрывается за всей этой внешней легкостью. Насколько тяжелым получилось превращение из игрока в тренера?

- Безумно тяжелым. В идеале, как мне кажется, начинать в должности 2-го или 3-го тренера, какое-то время повариться в этом котле, присмотреться, что к чему. А тут такое чувство: бросили в воду и плыви. Сложностей масса, в том числе в плане общения. Вчера ты игрок и с Ильназ Загитов и Кубок за победу в Матче открытиятобой все на «ты», а сегодня - главный тренер, нужно соблюдать субординацию. С другой стороны, дистанция между мной и игроками не должна была быть слишком большой. Нужно найти баланс, а как это сделать?

- Согласно легенде, известный американский бизнес-тренер Роберт Кийосаки, чтобы выработать командный голос и командные навыки, специально отправился в армию.
- Хорошая идея. Только вот в моем случае применить ее на практике не получилось бы. До всего доходил сам, методом проб и ошибок, плюс мне здорово помогал весь тренерский штаб.

- С помощниками определились сразу?
- Да. Мне нужны были люди, с которыми знаком не понаслышке, в ком уверен даже не на сто, а на двести процентов. Единомышленники. Первым делом позвонил Алексею Вахрушеву, мы встретились в тот же день, обо всем договорились. Потом связались с Константином Маслюковым, который в тот момент был в Омске, другие варианты даже не рассматривали – он немножко подумал, но согласился. Свободной какое-то время оставалась лишь вакансия тренера вратарей. Остановили свой выбор на Андрее Шутове – как показало время, мы не ошиблись.

- Какую задачу поставило перед вами руководство клуба?
- Выступить не хуже, чем в прошлом сезоне. То есть, дойти до финала битвы за «Братину».

- Сами в это верили?
- Если бы не верил, не брался бы.

- Лет пять назад, будучи игроком, вы признавались, что очень тяжело переживаете поражения, даже страдаете бессонницей. Что-то с тех пор изменилось?
- Изменилось, стало еще хуже, - грустно усмехается специалист. - Ни для кого не секрет, что многие тренеры не могут обойтись не Ильназ Загитов и Алексей Вахрушевтолько без валидола, но и без снотворного. И все равно не помогает. Ворочаешься с боку на бок, а если и засыпаешь, просыпаешься посреди ночи, начинаешь опять прокручивать игру.

- Сколько же вы спите? 2-3 часа?
- Бывает и больше.

- Я не помню, чтобы вы по ходу сезона вы были замешаны хотя бы в одной более-менее крупной интриге. Даже не подрались ни с кем.
- Причина лежит на поверхности: мне это совсем не интересно. Характер не тот.

- Разин, в отличие от вас, не стесняется эпатировать хоккейную общественность, что подтвердил и его дебютный сезон в КХЛ.
- Горяч, горяч Андрей Владимирович. Допускаю, что в пылу эмоций он где-то перегибает палку, но Разин – тренер авторитетный, может себе это позволить.

- Профессор Преображенский рекомендовал не читать перед обедом советских газет. А вы на протяжении сезона интересовались, что пишут про вас, про команду?

- Нет, я вообще ничего не читал. Ни газеты, ни Интернет. Что, кстати, писали?

- Много всего. Как обычно, кто-то хвалил, кто-то ругал. Обвиняли вас в недостаточной жесткости.
- Смотря с кем меня сравнивать. Есть очень эмоциональные тренеры, которые «воспитывают» игроков исключительно матом. У меня несколько другие способы воздействия, но при этом ни один хоккеист, с которым я работал в минувшем сезоне, не скажет, что я мягкий тренер, хотя, наверное, в некоторых вещах нужно быть пожестче. В целом я за разумную демократию. Где-то нужно применить кнут, где-то пряником поощрить. Кроме того, люди разные. На кого-то прикрикнешь – сразу доходит, а кто-то, если повысишь голос, уходит в себя, как улитка – и попробуй до него потом достучись. Нужно смотреть по ситуации.

- Перед «Ижсталью» стояла задача попасть по итогам регулярного сезона в первую восьмерку. Чуточку не дотянули, стали десятыми, пропустив вперед три команды только по дополнительным показателям. Это тот случай, когда можно говорить «все, что ни делается, к лучшему»?
- В «регулярке» мы при определенном раскладе могли и в тройке финишировать, но несколько неудачных серий не позволили намГерман Скоропупов и Ильназ Загитов это сделать. Команды финишировали очень плотно, от занявшего четвертое место «Нефтяника» отстали всего на шесть очков. А в плей-офф и, правда, немножко подфартило. В первом раунде нам досталась «СКА-Нева». Повезло, что мы избежали встречи с казахскими командами, которые схлестнулись между собой. Дело не в том, что «Торпедо» или «Сарыарка» сильнее петербуржцев, в плей-офф слабых соперников не бывает в принципе, как бы это банально ни звучало, просто поездка в Казахстан обошлась бы нашему клубу в копеечку. А если бы серия затянулась? Теоретически мы могли поехать туда трижды за одну только серию.

- Соперники, получившие от «Ижстали» на орехи в плей-офф, дружно жаловались на помощь череповецкой «Северстали», делегировавшей в ижевскую команду «звездный» десант.

- Спору нет, ребята из Череповца нам здорово помогли. С другой стороны, «Ижсталь» не была на каком-то особом положении. В той же команде «СКА-Нева» выступало несколько хоккеистов с опытом игры в КХЛ, «Рязани» помогал ярославский «Локомотив», а в тверском ТХК был не менее внушительный, чем у нас, «десант» из подмосковного «Витязя». Но говорят все почему-то про «Ижсталь». Наверное, имеет смысл, прежде чем рассуждать про соломинку в чужом глазу, достать бревно из собственного глаза.

- У вас есть объяснение тому, что произошло с «Ижсталью» в плей-офф? Команда-золушка превратилась в принцессу.
- Прошла черная полоса – полоса неудач, просчетов. Их допускали и мы, тренеры, и игроки. Потом черная полоса закончилась. Поезд снова встал на рельсы и «Ижсталь» заиграла в свой хоккей.

- Как всякий нормальный хоккеист вы чтите приметы. В частности, не бреетесь в плей-офф и отпускаете солидную бороду уже вторую весну подряд.
- Ничего не имею против, если это станет традицией, - улыбается Загитов.

- По окончании плей-офф вы снова сбрили бороду. Не жаль было с ней расставаться? Борода-то фартовая.
- Нет, сезон завершился, надо приводить себя в порядок. Даже если бы выиграли «Братину», все равно бы сбрил. Без бороды я себя чувствую намного лучше.

- Продолжим цирюльническую тему. В начале сезона вы могли остаться без шевелюры на голове.
- Перед Матчем открытия с нефтекамским «Торосом» хотел дополнительно мотивировать ребят: объявить, что в случае победы постригусь под машинку. Хорошо, что не сделал этого, выиграли и без Роман Смирягин и Ильназ Загитовстрижки.

- Болельщики и журналисты стали бы судачить, что вы копируете Разина во всем, начиная с прически.

- Да, вполне возможно. Кстати, если вам интересно, именно Андрей Владимирович первым дозвонился до меня после той победы.

- По ходу сезона часто созванивались?
- Достаточно часто. Андрей Владимирович не учит меня тренировать, скорее, морально поддерживает, за что я ему благодарен. После разговоров с ним на душе как-то спокойнее становится.

- С кем еще из коллег по тренерскому цеху поддерживаете отношения?
- С Андреем Павловичем Кирдяшовым. Мы давно знакомы, я несколько лет играл у него. У Андрея Павловича за плечами много лет на тренерском мостике, он с удовольствием делится своими знаниями, опытом, а я не стесняюсь спрашивать у него совет по тому или иному поводу. Считаю, в этом нет ничего зазорного. Нет ничего хуже для начинающего тренера, чем повышенная самооценка: мол, я все и так знаю, все умею.

- Вид у вас уставший, что невольно наталкивает на мысль о трудности профессии.
- Игроком быть проще, это правда. Ко всему прочему, профессия тренера не самая благодарная. Не зря же существует поговорка:Ильназ Загитов «выигрывает команда, проигрывает тренер». Вот перестанет команда давать результат, с кого будут спрашивать в первую очередь? Переведу немного дух – буду анализировать сезон минувший, готовиться к следующему. Головокружения от успеха нет, да его и быть не может. Работы – непочатый край. Почему мы проиграли финал Альметьевску? Потому что хуже играли в неравных составах. Значит, будем разбираться. А вид у меня уставший по другой причине: даю в день по три интервью.

- Приятно же, когда поздравляют…
- Приятно. Но все хорошо в меру. К тому же сейчас, повторюсь, просто хочется отдохнуть, провести побольше времени с женой и дочками. Имею я, в конце концов, право на простые человеческие радости?

Андрей Гузий, журнал «Gorod»
09:02 20/05/16