19 Апр

АКМ

1:3

(0:1 1:1 0:1)

НФТ

22 Апр

НФТ

4:3

(2:1 2:0 0:2)

АКМ

23 Апр

НФТ

3:2 ОТ

(0:0 2:0 0:2 1:0)

АКМ

Александр Корниченко: в «Вышку» под конвоем

Корниченко Александр Петрович, родился 20 апреля 1954 года. Нападающий. Мастер спорта СССР. Чемпион Европы U-19, Чемпион мира U-20. Играл в командах «Металлург» (Новокузнецк), «Трактор» (Челябинск), «Ижсталь» (Ижевск). В Первой лиге СССР (второй эшелон отечественного хоккея) провел 7 сезонов, 335 матчей, забросил 166 шайб. Он по-прежнему бодр, быстр, напорист, легок на подъем. На предложение побеседовать откликнулся с живым интересом, охотно делясь воспоминаниями и думами о сегодняшнем дне.

- В хоккей еще играете?

- Конечно, в обязательном порядке. Вот только что, в декабре, отмечали 65 лет новокузнецкому хоккею. Провели замечательный матч между ветеранами «Металлурга» и омского «Авангарда». Приезжали Коля-Гол, Евгений Шастин, Олег Угольников. У нас – Андрей Кицын, Юрий Зуев, Андрей Чиликов, я – капитан.

- Что же Ваших партнеров по знаменитой тройке Абрамов – Корниченко - Лантратов на льду не оказалось?
- К сожалению, здоровье уже не позволяет им выходить на площадку. Тройка действительно была замечательная. Взаимопонимание и взаимодополнение у нас было полнейшим. И каждый на своем месте. Абрамов – это голова,Александр Корниченко мозг. Лантратов – «золотые» руки; кстати, болельщики «Кузни» так его и называли. Ну а к своим козырям отнесу умение выбрать позицию, голевое чутье; да и на передачи жаден не был.

- Болельщики прошлого считают, что вы таким сочетанием вполне могли бы посоперничать с лучшими звеньями страны. Что скажете на это?
- Мы и соперничали. Не зря же каждого из нас звали к себе московские гранды.

- Игра в московском клубе в былые годы намного сокращала дорогу в сборную.
- Так и было. В 1974-м меня пригласили одновременно в ЦСКА и во вторую сборную страны. Но в связи с отказом переехать в столичный клуб, автоматически был выведен из списков кандидатов сборной. Почему отказался? В 20 лет хотелось играть, а не протирать лавку и ждать своего часа. Поэтому выбрал родной город.

- То есть предпочли Первую лигу Высшей?
- А что Первая лига? Уровень-то был какой: Рига, Киев, Уфа, Минск, Новосибирск – все тогда в Первой лиге играли. И это не помешало, к примеру, мне или Эдмунду Васильеву из рижского «Динамо» попасть в юниорскую сборную.

- Вы же выигрывали «золото» самого первого, еще неофициального, Чемпионата мира для двадцатилетних. Как из глубинки попали на глаза тренерам?
- Тут с начала надо. Я с 17 лет играл за мастеров Новокузнецка. Перед сезоном 1972/73 «Металлург» проводил сбор в Усть-Каменогорске. Здесь-то меня увидел наставник сборной Юрий Николаевич Баулин. И прямиком со сборов отправил в расположение юниорской команды.

В составе были в основном москвичи и ленинградцы; нас, провинциалов, всего несколько человек. Балдин из Тагила, да Лукашин, Голиков, Лохматов из Пензы. Их «Дизелист», к слову, тогда вообще во второй лиге играл. Это к разговору об уровне низших дивизионов.

Весной мы взяли первое место на Первенстве Европы, где тогда до 19 лет разрешалось играть. А наша тройка Александр КорниченкоГоликов – Лукашин - Корниченко была признана лучшей на чемпионате. Юрий Морозов, помогавший Баулину и возглавлявший «молодежку», таким сыгранным сочетанием взял нас следующей зимой на МЧМ U-20. Так вот и довелось получить медаль самого первого соревнования планеты для молодых хоккеистов.

- К тому моменту Вы уже играли в Высшей лиге за челябинский «Трактор».
Я стал, можно сказать, пионером, первым игроком, приглашенным в Челябинск из другого города. Там тогда все были местные. Такое царило правило или традиция. Попасть в состав команды приезжему было очень тяжело, надо было быть на голову выше всех. Провел там год, и после того, как Альберта Данилова на тренерском посту сменил Анатолий Кострюков, уехал домой. Играл в Новокузнецке, закончил институт. После получения диплома был призван в СКА (Новосибирск). Служил не один, со мной забрали Лантратова с Абрамовым. Так что звено наше не распалось, а продолжало штамповать голы.

Весной 1979 года мы с Абрамовым демобилизовались, вернулись на Кузбасс. Тут-то и нагрянул лично Роберт Дмитриевич Черенков, главный тренер «Ижстали». Его команда стояла на вылет в Высшей лиге; ему для спасения нужна была наша тройка. Но Лантратов еще не успел уволиться из рядов СА, поэтому Черенков сумел забрать только нас двоих. Ехать в Ижевск, скажу честно, не хотели. Однако у Роберта Дмитриевича были сильные связи в Спорткомитете Союза и нас увезли практически силой, можно сказать в приказном порядке и под конвоем.

- В Ижевске была яркая команда.
- Что называется, «оторви да выбрось». Отобрать очки могли у любого. Стояла задача остаться в Высшей лиге. Были близки к этому. Я в 13 играх забил 9 шайб. Но не хватило малости, одного очка. Зато через год легко вернулись обратно. А наше воссоединившееся звено с подъехавшим Лантратовым на троих сообразило почти полторы сотни шайб. В сумме я провел в Ижевске три сезона. А потом до конца карьеры уже никуда не уезжал из родного Новокузнецка.

- Все устраивало?
- Все устраивало. Меня любили болельщики, уважали партнеры, ценили тренеры. В 32 года был направлен в Москву в ВШТ, которую успешно закончил и получил диплом тренера высшей категории. Работал в «Металлурге», в прокопьевском «Шахтере», когда он выступал в российской Высшей лиге. Тренирую детей. Без хоккея себя не представляю.
Сборная СССР - первый чемпион мира среди молодежных команд. Александр Корниченко пятый справа в верхнем ряду.
Автор: Михаил Юрьев
22:32 09/04/15