12 Апр

НФТ

0:1

(0:0 0:1 0:0)

РУБ

14 Апр

РУБ

2:3

(1:1 0:2 1:0)

НФТ

18 Апр

АКМ

3:4

(0:1 1:1 2:2)

НФТ

19 Апр

АКМ

1-й перерыв

0:1

НФТ

П1
3.1
X
3.4
П2
2.05
22 Апр

НФТ

:

АКМ

О матче

23 Апр

НФТ

:

АКМ

О матче

Айрат Гараев: «Русская классика» в каждом туре

Китайскому мудрецу Конфуцию приписывают фразу: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен». Первую половину 90-х годов прошлого столетия с полным основанием можно отнести к такому периоду пертурбаций и реформ. Менялись границы государств, на смену одним идеологическим ценностям приходили другие. Среди прочих сфер человеческих отношений веяния времени не обошли своим крылом и хоккей. Практически ежегодно менялась структура соревнований, названия лиг, появлялись и исчезали новые клубы, вчерашние завсегдатаи турнирных верхов ниспровергались с трона, а на их место поднимались новоявленные лидеры. Центр ледового спорта стремительно перемещался из столицы на периферию.

Однако жизнь, как известно, не останавливается. Не остановился и хоккей. Лед по-прежнему оставался скользким, а шайба – круглой. Регулярные турниры продолжали идти своим чередом. Держался на плаву и второй по рангу дивизион отечественного хоккея, уже получивший тогда название Высшая лига. К сожалению, многие статистические данные той поры доселе пестрят пробелами. Однако участники событий полны сил и с радостью готовы делиться воспоминаниями. Один из них Айрат Гараев – форвард, чья спортивная молодость выпала на стык исторических эпох.

- Айрат Расимович, играя в Высшей лиге за нижнекамскую команду, вы стали победителем Первенства России. Поведайте, как был завоеван этот титул? Айрат Гараев
- Забытый ныне факт: когда появилась Межнациональная хоккейная лига, звание чемпионов России разыгрывалось, по сути, в Высшей лиге. Именно этот турнир имел статус Открытого первенства страны. Дважды приз доставался Самаре, а в 1995 году сильнее всех оказался «Нефтехимик».

- Насколько представительными можно считать эти соревнования?

- В сентябре 1994-го старт взяли 58 команд. Широчайшая география – от Гродно до Хабаровска, от Оленегорска до Темиртау. Здесь были и признанные хоккейные центры, такие как Минск, Челябинск и Кирово-Чепецк, и старожилы лиги – Пенза, Воронеж, Устинка, и тогдашние новички, к примеру, Нефтекамск или Петрозаводск, и отсутствующие сегодня на карте Таштагол, Краснокамск, Райчихинск. По географическому принципу все участники были разбиты на зоны. В «Поволжье» собралась одна из самых представительных компаний: «Ак Барс», сильный Глазов, вторая команда Тольятти. На первом этапе играли четырехкруговой турнир. Наш «Нефтехимик» оказался тут вне конкуренции, из 32 поединков уступили только в трех. На втором этапе зоны укрупнили, отсеяв при этом аутсайдеров. «Поволжье» объединили с «Центром». Здесь было посложнее, но все же удалось попасть в тройку, лишь на два очка отстав от «Дизелиста» и «Олимпии». А дальше – плей-офф, игра на вылет. Серии до двух побед. В первом раунде дважды одолели канувшую ныне в небытие «Коминефть». А там составчик приличный: Менченков с Киевом медали Союза брал, Донсков из Воскресенска, острый форвард Яков Деев, который потом в арбитры подался. В четвертьфинале вынесли «в одну калитку» Оленегорск – 15:3, на ответный матч они даже не поехали. Тут, мне кажется, нам изрядно пофартило. Северяне не были мальчиками для битьями, в ⅛ легко разобрались с «Бураном». Но, впрочем, без везения в спорте – никуда.

- В полуфинале было уже не столь легко?
- Да, с «Дизелистом» пришлось пободаться всерьез. Еще тяжелее пришлось в финале с норильским «Заполярником». Решающая серия игралась по Регламенту до трех побед. Две первые схватки мы вырвали с разницей в одну шайбу, третью уступили, а в четвертой все висело на волоске и лишь в овертайме удалось склонить чашу весов в свою сторону. «Нефтехимик» – чемпион!

- Большую часть карьеры вы провели в рядах нижнекамской команды. Вас следует считать именно здешним воспитанником?
- И да, и нет. Впервые на коньки встал я действительно в Нижнекамске. Начинал занятия в дворовом клубе «Юный шинник» у детского тренера Сергея Семеновича Старикова. Но в тринадцатилетнем возрасте уехал из дому в Горьковский интернат спортивного профиля. Это, как говорится, старая солидная фирма. Очень сильная школа. Из ее стен вышли Олимпийские чемпионы Андрей Хомутов, Александр Скворцов, Владимир Ковин. Помимо хоккеистов здесь концентрировались легкоатлеты, пловцы, лыжники, конькобежцы. Параллельно с тренировками и турнирами мы получали среднее образование. Разумеется, озоровали, шалили – юность, веселое времечко. Но все-таки спорт оставался на первом месте.

- Кто из однокашников добился значимых успехов?
- Рустем Амиров много играл за разные команды Высшей лиги. Алексей Чупин стал кумиром казанских болельщиков. А еще знаменитый Андрей «Русский Танк» Коваленко. Он учился с нами в одно время, только на два класса старше.

- В успешно выступавшее в когорте сильнейших горьковское «Торпедо» не пробовали пробиться?
- В выпускном классе достаточно стабильно привлекали к играм другой команды Нижегородской области «Кварц» (Бор), игравшей во второй лиге. А получив аттестат зрелости, я предпочел вернуться домой. «Нефтехимик» как раз набирал свой разбег. Два года провел в третьем по ранжиру дивизионе, три – во втором, называвшемся сперва Первая лига, а позже – Высшая. Игра ладилась, с помощью партнеров мне удавалось становиться лучшим голеадором. Наконец, в 1995 Айрат Гараевгоду нижнекамская команда созрела для решения больших задач. Мы уверенно выиграли зональное первенство, а затем на одном дыхании прошли плей-офф, о чем говорилось выше, заслужили выход в Межнациональную хоккейную лигу.

- В год триумфа наставники определили вас в звено к опытным Александру Соколову и Ришату Гимаеву. Первый, немало поработав в Высшей лиге, сегодня стоит у руля команды МХЛ, а второй – стал олицетворением капитанского мостика альметьевского «Нефтяника». Ощущалось в них влечение к тренерской работе?
- Да, без сомнения, чувствовалась в них эта жилка. Было приятно выходить с ними на лед, учиться, что-то подмечать. Нисколько не удивлен, что ребята избрали себе именно такое поприще.

- «Нефтехимик» принимал своих гостей на открытом льду?
- Нынешняя инфраструктура клубов ВХЛ не идет ни в какое сравнение с прежней. Сегодня «Русская классика» – фирменный знак лиги, мероприятие, приковывающее внимание прессы, специалистов. Одним словом, настоящий праздник. Только случается он, подобно дню рождения, раз в году. А раньше встречи на открытых кортах были обыденностью. И не в одном Татарстане, но, к примеру, в Миассе, Нефтекамске или Ижевске, когда дворец «Ижстали» закрывался на реконструкцию.

- Как раз в этот период вы и перебрались в столицу Удмуртии?

- После нескольких лет вне профессионального спорта «Ижсталь» начинала тернистый путь из небытия. Но, получив приглашение, размышлял я недолго. Главком Сталеваров Сергей Абрамов искал для команды крайнего нападающего, и, думаю, не прогадал, ведь в свой дебютный ижевский сезон я сходу вошел в тройку лучших снайперов клуба (улыбается).

«Ижсталь» тогда была, наверное, самым юным коллективом «Вышки», процентов на 95 укомплектована доморощенной молодежью. Ребятам, понятно, не хватало опыта, мастерства, но они старались брать азартом, задором. Часто проигрывали, но никогда не сдавались, белый флаг не выкидывали. Запомнилось, как в одной из встреч защитник Игорь Моисеенко, раздосадованный пропущенным голом, разломал и выбросил на трибуны клюшку. В другой игре юный Марат Бикмансуров, возмущенный каким-то судейским решением, показавшимся ему несправедливым, расстрелял шайбой арбитра, мощно щелкнув в него после вбрасывания.

- Эта история напоминает аналогичный случай из советских времен, когда знаменитый воскресенский «Волкодав» Борис Веригин наказал подобным образом судью Карандина.

- Марату об этом как раз Борис Юрьевич и рассказал. В «Ижсталь» мы с этим хоккейным долгожителем пришли почти одновременно.

- Через год в Ижевске после ремонта открылся Ледовый дворец, и в городе начался настоящий хоккейный бум.
- Да. Трибуны всегда битком. Болельщики сопровождали нас в другие города. По-хорошему сумасшедшие люди, безумно любящие хоккей. Они, кстати, так и называли себя сами: «Mad steelmakers», «Безумные сталевары». Но за грозным названием скрывались милейшие добрые люди. Только однажды они не совладали с режимом и дисциплиной (улыбается). Кажется, этот был выезд в Глазов. По окончании игры приехавшие суппортеры выстроились, чтоб поприветствовать команду на выходе из дворца, и тут один усатый безумец набросился на нашего сервисмена Майкла и, натурально, впился зубами в его шею! Только быстрая реакция повидавшего всякое Сергея Абрамова, оттащившего этого горе-болельщика, предотвратила возможную трагедию.

- Сегодня, как и 20 лет назад, многие хоккейные клубы переживают непростые времена, целый ряд коллективов в текущем сезоне заявлял о сложной экономической ситуации.

- Не надо ничего бояться, надо просто выходить и играть. Наш хоккей знавал и более лихие времена. Как в финансовом плане, так и в организационном. Выдюжили. Устоим и сейчас.

Автор: Михаил Юрьев
05:55 24/05/15