14 Апр

РУБ

2:3

(1:1 0:2 1:0)

НФТ

18 Апр

АКМ

3:4

(0:1 1:1 2:2)

НФТ

19 Апр

АКМ

1:3

(0:1 1:1 0:1)

НФТ

22 Апр

НФТ

:

АКМ

О матче

П1
2.47
X
3.7
П2
2.56
23 Апр

НФТ

:

АКМ

О матче

Эдуард Кияшкин. Профессор атаки

Его никто и никогда не называл «Русской ракетой» и «карманной», кстати, тоже. О нем не писали в «больших» газетах и не рассказывали на центральном телевидении. Он не завоевывал олимпийских и вообще каких бы то ни было значимых медалей. Ему не доводилось со скандалом менять клубы или «увольнять» тренеров. Но его знали, уважали и любили. Потому что невозможно не любить того, кто является воплощением самой сути игры, смысла хоккея...

Если провести опрос, кто является лучшим тюменским спортсменом двадцатого столетия, то, бесспорно, он будет претендовать на лавры чемпионства. Говорят, что человека формирует социум. Это правда, но если родители и провидение не наградили тебя духом победителя, не взрастили его в тебе, не выпестовали. У него божий дар был в крови изначально. И он щедро делился им. Пока несли его ноги к хоккейным воротам, пока был в силах делать то, что лучше него не мог делать никто - забрасывать шайбы, приносить команде результат.

Десять лет как один день
И до эпохи легендарного форварда «Рубина» Эдуарда Кияшкина, и в последующее время, вплоть до наших дней, не было и, наверное, нет в тюменском хоккее нападающего, сравнимого с ним не то, чтобы по уровню бомбардирского таланта, а по степени его воплощения на льду. И трудно себе даже представить, сколько бы Кияшкин мог «настрелять» голов, начнись его блистательная Эдуард Кияшкинкарьера годков на десять-пятнадцать позже, когда в Тюмени появилась хоккейная коробка с искусственным льдом, а офсайд стали фиксировать только за синей линией.

Десять лет, с 1982 по 1992 годы, защищал цвета нашего «Рубина» Эдуард Кияшкин. В сегодняшнее время многие игроки за этот срок и «разогнаться»-то толком не успевают, только переходят из разряда «подающих надежды» в когорту «среднего возраста». А ему уже в двадцать семь пришлось повесить коньки на гвоздь. Мучительно не хотелось, но пришлось. Весной, под излет сезона, получил роковой удар по колену. Одна операция, вторая. Боль, досада, прощание с любимым делом, но никакого сожаления. Потому что не о чем было ему сожалеть. Извечная развилка - тлеть медленно, но долго или вспыхнуть, но на миг. Спортивная жизнь Кияшкина сложилась по второму сценарию.

Двести тридцать восемь шайб забросил коренной тюменец Эдуард Викторович Кияшкин, выступая за «Рубин» в первенствах Советского Союза. Собственно говоря, в его жизни и не было больше команд. Она одна, единственная. И еще есть твердое убеждение, что в случае с Кияшкиным статистика совершенно точно «врет». Не двести тридцать восемь раз завершал он атаки результативным броском, а гораздо чаще. Это сейчас фиксируется каждый «чих» хоккеистов даже в региональных турнирах, а в восьмидесятые годы прошлого века парни из второго эшелона отечественной «шайбы» о таком даже и не мечтали. Хотя, с тезисом насчет «второго эшелона» можно поспорить. Если в тридцатиградусный мороз, стоя на дощатых трибунах стадиончика «Юность», народ два часа яростно болел за «Рубин», то, значит, «рубиновый» хоккей был самый, что ни на есть, первосортный. Народ ведь не заманишь одними медалями да кубками. Ему игру подавай. Умную, азартную, искреннюю. Кияшкин - само воплощение такого хоккея. Прежде чем что-то сделать, подумай. В азарте борьбы времени до чертиков мало, но извилины, будь добр, включай. Иначе не будет от тебя на льду никакого толку. Он признается, что не реализовал моментов, наверное, раза в три больше, чем реализовал.

Наука забивать
Цель игры - результат. А результат - это голы. Чтобы забросить, надо открыться, принять шайбу, обыграть защитника. Последняя преграда - вратарь. Без умения и хитрости с ним не справиться. Качнул в одну сторону, бросил в другую. Но легко сказать, непросто сделать. У него получалось. В каждом матче, хотя бы однажды, но выходил, как сейчас принято говорить «один в ноль». Самое оптимальное решение - бросок в верхний угол с неудобной руки, с «лопаты», выражаясь обыкновенным русским языком. Кстати, о языке. У Эдуарда Викторовича удивительно лаконичная речь. Как когда-то шел он кратчайшим путем к воротам, также емко и без отклонений от курса рассказывает о хоккее, игре, которой сердце его принадлежит без остатка.

Молодым на заметку «наука забивать» от Кияшкина. Они, конечно, знают, тренеры в них вложили, но все-таки. Вратари как черти ладана боятся бросков «под блин», «над плечом» и «между щитков». Если удачно попал, то девяносто девять процентов, что будет гол. Впрочем, в «попасть» вся закавыка и заключается. Снайперский дар - это половина дела. Необходимо его оттачивать. Монотонно, из сезона в сезон, до тех пор, пока держишь в руках клюшку.

На игру своего многолетнего партнера по «Рубину», центрального нападающего Сергея Беломоина, он смотрел еще мальчишкой. Отучившись во вторую смену, пятиклассник восьмой тюменской школы Эдуард Кияшкин отправлялся смотреть, как тренируютсяЭдуард Кияшкин старшие ребята. По-настоящему стал заниматься хоккеем только в шестом классе. С подачи Владимира Васильевича Целина, заприметившего шустрого и настырного паренька на уроке физкультуры. А в 1980 году по инициативе Владимира Александровича Мясникова и Николая Степановича Воробьева при новой сорок первой школе организовали специализированный хоккейный класс, в который Эдуард наряду с другими способными игроками из нескольких тюменских команд и был зачислен. Это стало определяющим моментом в его судьбе.

Через два года 17-летние ребята пришли в «Рубин». Тот сезон команда провела в первой лиге. Вот имена тех, кто защищал ее цвета. Вратари Игорь Колов и Николай Никонцев. Защитники: Николай Федоров, Юрий Кошлаков, Виктор Заитов, Анатолий Панфилов, Владимир Ермашов, Павел Плотников, Владимир Прокофьев и Николай Полев. Нападающие: Эдуард Кияшкин, Владимир Синенко, Игорь Волков, Александр Пестов, Олег Репин, Сергей Шепелев, Геннадий Лузгин, Александр Пушников, Сергей Беломоин, Михаил Малько, Юрий Белкин, Вадим Коротовских. Возможно, кого-то в этом списке не хватает, но так уж зафиксировано в хоккейных виршах.

У каждого своя работа
Вскоре для тюменской команды мастеров наступили трудные времена. На домашней арене началась реконструкция, а для игроков «Рубина» - надолго затянувшаяся кочевая жизнь. Площадку с искусственным льдом в нефтегазовой столице Западной Сибири несколько лет прождали как манны небесной, и поэтому в не зимний период тюменцы «принимали» соперников на нейтральной территории, в Свердловске и других точках Урала. Постоянные автобусные переезды изматывали физически, но, прежде всего, психологически. Но ничего, они держались. А во время матчей игру «Рубина» в атаке определял именно он.

Однажды Кияшкин восемь матчей подряд не мог забить. Не шло, хоть тресни. Болельщики уж было забеспокоились, но ничего, переломил Эдуард ситуацию, вернулись к нему и твердость руки, и меткость глаза. А порой залетали шайбы в ворота пачками. Таков хоккей, бывает по-всякому.

Тренеров в его жизни было немного. Владимир Целин, Николай Воробьев, Юрий Коновалов и Александр Кузьмин. Во взаимоотношениях игроков и наставников он подмечает, как и во многих других вещах, самую суть. У каждого своя работа. Хоккеист должен играть, тренер - руководить его действиями. Если ты справляешься со своим делом, никто не будет иметь к тебе никаких претензий. Конечно, случаются всякие ситуации, но трения обычно возникают тогда, когда тренера не устраивают профессиональные качества игрока.

Вот такими вот получились уроки хоккея и жизни от лучшего снайпера в истории «Рубина» Эдуарда Кияшкина.

Досье
Эдуард Викторович Кияшкин.
Родился в 1965 году в Тюмени.
Был нападающим тюменского «Рубина» с 1982 по 1992 годы. Является лучшим снайпером в истории «Рубина», забросив 238 шайб в чемпионатах страны. Завершил карьеру в 27 лет из-за тяжелой травмы. Сейчас живет в Тюмени, играет в хоккей в любительских соревнованиях.


АСН «Тюменская арена»
09:00 12/10/15