19 Апр

АКМ

1:3

(0:1 1:1 0:1)

НФТ

22 Апр

НФТ

4:3

(2:1 2:0 0:2)

АКМ

23 Апр

НФТ

3:2 ОТ

(0:0 2:0 0:2 1:0)

АКМ

Евгений Лойферман. О пользе советской периодики

Справка: Лойферман Евгений Михайлович. Родился 7 августа 1970г. Голкипер. В Первой лиге советского хоккея провел 4 сезона, имеет опыт игры в российской Высшей лиге.

Евгений Лойферман – человек удивительного трудолюбия и целеустремленности. Он умеет ставить перед собой задачи и добиваться результата. Впервые надев коньки только в 13 лет, уже в 17 он играл в элите советского хоккея против знаменитой «Красной машины». Уйдя из спорта, начинал с должности помощника экспедитора, а вскоре стал коммерческим директором ведущей продуктовой сети региона. После более чем десяти лет без тренировок он поспорил с друзьями, что отожмется 100 раз – и выиграл это пари, вновь набрав потрясающую форму и сбросив 12 килограммов веса.

А еще он просто органически не способен делать что-либо плохо. И очень любит хоккей. О котором готов говорить часами и в любой компании.

Первое свидание

- Мне было пять лет, когда отец, заядлый болельщик, впервые взял меня на игру. Лишний билетик спрашивали за полтора километра до Дворца спорта. А на арене – яркий свет; много народу, и чувство праздника. В школьном возрасте мы постоянно играли в «коробке» во дворе. Никто не хотел занимать место в воротах, а я соглашался. Бегали в валенках, без коньков. Научился кататься только в тринадцать лет.

Сегодня детский спорт стремительно молодеет. Родители приводят своих детей в хоккейную школу в 4 (даже в три!) года. Основная причина – это рост доходов в большом спорте. Дети – основа, тот материал, из которого вырастают мастера. Реалии детского хоккея соответствуют требованиям нынешнего времени. Но важно не переборщить. Ребенок должен воспринимать занятия как игру.

Детство в «Юности»

- Я играл в дворовой команде «Юность». Не раз мы выигрывали район и город. Попав в спортивный спецкласс, был несказанно рад и горд. А Евгений Лойфермансколько счастья было, когда привлекли к первым занятиям с командой мастеров! Майские праздники 1985 года, часть хоккеистов основного состава разъехались в конце сезона по домам. Костю Маслюкова, Вову Маслова и меня вызвали на тренировку. До сих пор помню, какие радостные мы, четырнадцатилетние, бежали домой.

Школа молодого бойца

- Отношения в спортивной команде во все времена были жесткими. Если попал на площадку – поблажек не жди. Борьба идет не только с соперником, но и за место в составе. Молодежь собирала шайбы, чаще дежурила. Я как-то заставил команду ждать в автобусе минут 10-15, так дежурил потом месяц. А это значит, помимо вратарской формы и клюшек, «рацию» таскать (станок для точки). Спасибо, Вова и Костя помогали. Порой приходилось нелегко, но никто не жаловался. Выжили.

Дебют

- 12 ноября 1987 года. В начале второго периода при счете 1:6 тренер скомандовал: «Выходи». А на льду – ЦСКА. Сильнейший клуб в мире. Там в пятом звене собраны игроки, способные украсить первые пятерки в других командах. Они только что бились на Кубок Канады. Инопланетяне, одним словом. Вышел – и мы тут же сократили отставание! Правда, потом я 5 шайб пропустил. Фетисов, Каменский, Могильный… Но две они мне забили с нарушением (смеется).

Первая лига vs ВХЛ

- В Высшей лиге СССР в середине 80-х выступало 12 команд. В Первой – 20. Сегодня в КХЛ – 28, а в ВХЛ – 24. Тогда было больше индивидуального мастерства. В каждой команде той лиги хоккеисты ведущих звеньев не уступали по уровню мастерства игрокам «вышки». В младшем эшелоне имелся шикарный выбор исполнителей. Устинка – это Борис Александров, Андрей Соловьев, Игорь Кузнецов; Ижевск – Абрамов, Гросман, братья Орловы, Казань – Геннадий Маслов, Столбун, вратарь Абрамов. Сегодня – выше скорости и уровень командных действий, особенно в обороне.

Армия

- В Первой лиге играло несколько «армейских» команд: Калинин (Тверь), Свердловск (Екатеринбург), Новосибирск, Хабаровск. Девятнадцатилетними юнцами мы бились с опытными мужиками. Нам, кроме самих себя, не на кого было рассчитывать. Вот и пахали в каждой смене, приобретая опыт. Боролись за возможность играть в хоккей. За два года в свердловском СКА принял участие почти 130 матчах. Отличная школа во всех отношениях. А еще дружная, веселая компания.

Главный тренер Жуков Александр Александрович впоследствии работал с Борисом Михайловым в Питере. Тренер Юрий Аркадьевич Горбунов. Человек огромного сердца. Мог смягчать жесткие решения руководства клуба, главного тренера. Сколько известных мастеров он таким образом оставил в хоккее. Ведь в СКА мы считались военнослужащими, и если провинился, то легко можно было загреметь в часть. Причем в самую-самую; чтоб другим неповадно. И у меня два случая было. А Андрею Баталову (талантище, вратарь юношеской сборной СССР) довелось повоевать в Азербайджане.

Кроме игр вспоминаются веселые (сейчас они креативными зовутся) истории из жизни военных хоккеистов. Правда, и сегодня не все можно рассказывать (улыбается). В январе 90-го стояли лютые морозы, градусов 35-40. Бежим десятикилометровый кросс по парку. Наматываем круги, и по одному, по двое забегаем в стоящий по пути тир. А в этот раз набилось нас человек семь. Я присел на лавочку и развернул газету. Темновато. Парни надо мной зубоскалят. В этот момент заскакивает в тир Сан Саныч Жуков: «Да я вас… в Елань… в Чебаркуль! Да дальше!». Всех сдуло. Сижу, прикрылся развернутой газеткой, ноги в кедах задвинул под лавку. Пронесло. А у меня к тому времени уже два китайских предупреждения было. После кросса ребята отметили важную роль советских периодических изданий в поддержке армейского спорта.

В Воронеже на раскатку - редкий случай - второй тренер Горбунов надел коньки. В 60-е он играл за Свердловск и был одним из лучших бомбардиров Союза того времени. Мы, молодые, над ним посмеиваемся, мол, покажи класс, Аркадьич. Стал он меня разминать. Серега Тертышный подмигнул. Изображаю, что ловлю. А Горбунов все пять положил в «девятину». Потом много лет рассказывал, что из пяти бросков шесть шайб мне забивал – шестая отскочила от сетки в спину и зашла обратно в ворота.

Кстати, этот матч у «Бурана» мы выиграли. А один гол забросил Дима Пирожков, игравший позже в сборной России. Он пришел в команду после восьми месяцев части. Желание остаться в хоккее было такое, что он с позиции защитника одного за другим обыграл троих соперников, вратаря отправил к бортику за пирожками и в пустые ворота еле-еле, но забил... Судьба раскидала ребят из той команды по разным городам и даже странам, но стараемся поддерживать отношения, не теряем дружбу.

Омск

- Начало 90-х выдалось тяжелым не только для хоккея. Задержки зарплаты стали нормой. Помню, шапочкамиЕвгений Лойферман спортивными приторговывали. Большой компанией поехали в Омск. Здесь Леонид Киселев, отец современного «Авангарда», затевал строительство интересной команды. Коллектив подобрался играющий. Елаков – мастерюга, технарь, красавец; Игорь Дякив, умница; Юра Клемешов, трудяга. Игорь Латышев. Губарев Сергей. Женя Шастин – человек-оркестр, и забить, и под шайбу первым лечь, и завести команду. Ждахин. Бердников. Жеребцов. В защите Сергей Коробкин, Маслюков, Логинов, Капуловский, Угольников, Качесов, Архипов, Пархоменко. Каждая пятерка могла изменить ход игры. В любую сторону (смеется). Такую поддержку трибун мало где тогда можно было увидеть. Даже те игроки, кто из-за травм ходить не мог, на своем льду творили чудеса. С такой командой и любовью болельщиков любой вратарь заиграет. Леонид Георгиевич, приглашая, рассчитывал на меня; я постарался оправдать доверие.

«Автомобилист»

- В 1995 году довелось поработать под руководством Виктора Кутергина. Это суперкоммуникабельный человек, обладающий гигантской харизмой и неиссякаемым чувством юмора. Во многом благодаря усилиям Виктора Александровича, в 90-е годы сохранялся хоккей в Екатеринбурге. Его авторитет позволял зайти в любой кабинет. У нас тогда была самая молодая команда в лиге, человек 10-12 от 17 до 19 лет. Молодежка, по сути. Альберт Ширгазиев в 29 лет считался не просто ветераном – патриархом. Но атмосфера в команде была отличная. Таким «детским садом» мы обыгрывали лидеров. Тольятти – 4:1, Магнитогорск – 5:2. Несмотря на не самое лучшее финансирование, вышли в плей-офф.

Магнитка

- Хотелось играть за клуб, ставящий перед собой самые высокие задачи. Не раздумывая, поехал в Магнитогорск. Условия непривычно сказочные. Хоккеисты получали машины до начала сезона. Команда мастеровитая. Гомоляко, Корешковы, Осипов, Торопченко, Бородулин, Никулин, Соколов, Гловацкий, Аскаров, Мартемьянов, в третьем-четвертом звене молодые Гольц, Разин. Магнитка всегда показывала красивый хоккей. Даже играя в воротах, любовался атакующими действиями нашей команды. Безусловно, главная заслуга в создании такого клуба принадлежит Валерию Постникову.

Данный коллектив был на подступах к вершине российского и европейского хоккея. Может, на тот момент не хватало глубины состава, хорошей «предсезонки», чтобы стабильно показывать результат. Но через год-два «Металлург» навел шороху.

Самара

- Благодаря приглашению из Самары я вернулся в хоккей после отрыва мышцы и продлил свой спортивный век еще на три сезона. До Нового года-1998 шли на общем пятом месте. Затем, к сожалению, в ЦСК ВВС начались финансовые трудности, и команду стали покидать ведущие игроки. Но я не спешил уходить. Играл до той поры, пока травмы не вынудили повесить коньки на гвоздь.

Люди и матчи

- Всю мою хоккейную дорогу мне везло на встречи с хорошими людьми. Везло с болельщиками, партнерами, тренерами. Детский наставник Сергей Левашов дал мне шанс заиграть. Ему обязан не только спортивной карьерой, он воспитал меня. При Соловьеве попал в команду мастеров, благодарен ему за тот шаг. Киселев и Постников – яркие представители тренеров-организаторов. Постников много внимания уделял тактическим действиям. Зачастую его предложения вызывали усмешку у опытных игроков. Но главное – результат, а он был. Установки Виктор Саныча Кутергина на пленку записывать надо было. С Белоусовым, когда он стал главным тренером, для меня получились не самые лучшие полгода (обострилась старая травма спины). Но с точки зрения моего отношения к хоккею, все команды Валерия Константиновича играли в комбинационный зрелищный хоккей и самое главное - добивались результата. Цыгуров – вечный соперник Белоусова – также исповедовал ставку на опытных умных хоккеистов. Жесткий, требовательный. С Асташевым Александром Сергеевичем посчастливилось работать в Самаре. Его отличала высокая эрудированность и человеческая теплота. А еще хитрован, каких мало, и азартный. Сколько раз он брился наголо из-за проигрыша.

Белоусов, Кутергин, Асташев, Цыгуров и тот же Соловьев – в прошлом отличные хоккеисты. Для игроков моего поколения это был значимый фактор. Тренер, давая задания, понимал возможность выполнения задачи. Они и сами могли показать упражнение, зачастую лучше действующих игроков. Ни разу не сталкивался с предвзятым отношением к себе. Игроку архиважно доверие тренера, особенно в период после травм. А какие на моем пути встречались врачи, администраторы! Вот про кого надо книги писать, не всякий человек сможет работать на таком сложном месте.

О каждой команде храню добрые воспоминания. В памяти встают яркие моменты, удачные матчи. Выездная победа свердловского СКА в Новокузнецке весной-1990. Первый «сухарь» в составе «Ижстали» в игре против пермского «Молота». Две магнитогорские виктории: в полуфинале Кубка МХЛ над «Ладой», когда беспросветно проигрывали после первого периода, но вырвали, в итоге, 3:2; и третий матч Финала с московским «Динамо». А еще 1:1 в Самаре против Ярославля, когда Евгений Лойферман, наши днисоперник нанес 34 броска в створ, а мы сравняли за две минуты до конца третьего периода.

Если попытаться составить символическую сборную моих партнеров за всю карьеру, то, наверное, предложу такой вариант: Константин Маслюков – Дмитрий Балмин, Евгений Корешков – Сергей Елаков – Сергей Гомоляко. И вратарь Альберт Ширгазиев.

Ширгазиев

- Отличный напарник. Хороший друг. Большой мастер. Столько лет играл первым номером на высоком уровне. Выступал за сборную России. Уникален тем, что не пропустил в ее составе ни одной шайбы. Правда, он очень переживает за сезон 1994/95, когда его первенство было оспорено (смеется). Алик умел пошутить надо мной, однако и я старался не отставать. Но все по-доброму. Щитки прибить к полу, коньки завязать, железную шайбу к клюшке изолентой, живого рака в ловушку (улыбается). В команде без юмора нельзя.

О, история! Едет команда «Автомобилист» в автобусе, разгадывают кроссворд из газеты «Футбол-Хоккей». Вратарь «Автомобилиста», 9 букв. Я – неделю в команде – без тени смущения и малейших раздумий: «Лойферман». Все смеются, Альберт-то уже лет шесть как в коллективе. Через 30 минут: хохот, переходящий в истерику. Проверочное слово показывает, что в ответе действительно моя фамилия. А мне еще даже игровую майку не выдали (улыбается).

Гашек и Бродо

- Пока играл, хоккей сильно изменился. И продолжает меняться. Растут скорости, особенно – скорости коллективных действий. Больше силовой борьбы. В таких условиях сложнее проявлять себя техничным игрокам. Но это вечная борьба между защитой и нападением. Экипировка, конечно, становится качественнее. В хоккейный магазин прихожу просто поглазеть на тот ассортимент, который предлагается желающим играть. Хорошо бы, он стал доступнее для детворы.

Артур Ирбе в конце 80-х, довел ширину своих щитков до размеров маленького дивана, и многие вратари подхватили данное направление. Затем правилами ужесточили параметры формы. Но сравните вратаря 80-х и сегодняшнего. Есть большая разница в габаритах. Вообще вратари выросли. Еще недавно высокий вратарь был редкостью. Сегодня количество таких ребят – при этом быстрых, координированных – выросло. Выше уровень подготовки молодых голкиперов. Меньше ляпов, дешевых шайб. Сказывается работа вратарских школ. Сейчас победил стиль баттерфляй. Нечто похожее исповедовал я. Но и вчера, и нынче главное – не пропустить. У Гашека и Бродо разный подход, а оба действовали в одно время и оба великие. Первый – гений, артист, его игра – всегда зрелище. Раздвинул рамки понимания вратарского ремесла. Второй играл в стойке, типичной манере. Установил всевозможные рекорды. Завоевал все мыслимые награды.

Мне нынешняя техника игры ближе и понятней. Был я консерватором или новатором? Я просто играл. Старался брать лучшее у соратников по цеху. Учился до последней тренировки.

Сегодня

- День начинаю с хоккейных отчетов. Ради игры Павла Дацюка могу встать в 3 утра. Бывая в Москве, стараюсь не упустить возможность посетить интересную игру. Многие мои одноклубники ныне работают на тренерских должностях в ВХЛ. Ждахин, Челушкин, Аскаров, Мартемьянов, Ширгазиев, Логинов, Скомороха, Фадеев. Всегда с удовольствием жду их приезд. Любая беседа в любых компаниях через 30 минут переходит на хоккейные темы, но это, конечно, в крайнем случае. Обычно – гораздо раньше.
Евгений Лойферман
Автор: Михаил Юрьев
23:30 12/02/15