20 Мар

ЗРЛ

4:2

(1:1 3:0 0:1)

НФТ

ЮГР

1:0

(0:0 1:0 0:0)

ХИМ

27 Мар

ХИМ

3:2

(1:1 1:1 1:0)

ЮГР

28 Мар

НФТ

3:0

(0:0 2:0 1:0)

ЗРЛ

30 Мар

ЮГР

:

ХИМ

О матче

Юрий Пережогин: с Тихоновым перед пресс-конференцией как-то пропустили по рюмашке

Юрий Пережогин стал единственным тренером в истории пензенского хоккея, которому удалось не только вывести «Дизелист» в Юрий Пережогинвысший дивизион, но и продержаться там с командой два сезона. А всего в качестве наставника он возглавлял клуб 14 (!) сезонов с небольшими перерывами.

Причем опыт знаменитого тренера востребован до сих пор. Минувшей осенью Юрия Николаевича пригласили в «Дизель» в качестве тренера-консультанта. Впрочем, на выезды с командой Пережогин не ездит: здоровье уже не позволяет путешествовать на автобусе по 20 часов без остановки.

- Юрий Николаевич, как вы пришли в хоккей?
- Все начиналось, как и у большинства ребят. Сначала гоняли шайбу во дворе, сами заливали площадку, сами мастерили клюшки, которых хватало на одну игру. Шайбы, правда, доставали настоящие, приносили с «Темпа», где играла и тренировалась команда дизельного завода. Улетит шайба за ограждение - а мы тут как тут. Иногда даже удавалось выпросить. Помню, весной яма, в которой тогда находился «Темп», заполнялась водой, поскольку лед тогда был еще натуральный, и мы катались в этой большой луже на плотах. Постарше я занимался на «Труде» в группе Бориса Минаева, а затем, когда уже учился в техникуме, в 1964 году с целью пополнения команды «Дизелист» молодыми квалифицированными хоккеистами в Пензе была организована ДЮСШ по хоккею с шайбой. Возглавил школу Юрий Андреевич Есенин. Меня поставили центральным нападающим в одно звено с Виктором Долмановым и Виктором Шаманаевым.

- А свой дебют за «Дизелист» помните?
- Его пришлось ждать еще несколько лет. Мы два года ездили с основной командой на сборы, на выездные игры, но на лед нас так и не выпускали. Тренер считал, что нашей тройке нужно еще набраться опыта. А весной 1967-го Евгений Субботин, возглавлявший команду из Тюмени, пригласил играть к себе нескольких пензяков. Мы всем звеном к нему уехали, и с нами еще Виктор Чибирев,Юрий Пережогин чей сын Игорь впоследствии играл за ЦСКА и канадские клубы. Два сезона я отыграл нападающим, а затем еще четыре уже в качестве защитника, поскольку с игроками обороны возник дефицит. При этом стал лучшим бомбардиром тюменского «Водника», забросив за шесть сезонов 97 шайб. Правда, «Водник» играл в группе «Б», а все-таки хотелось поиграть уровнем выше. Поэтому в 1972 м я вернулся в Пензу, и главный тренер «Дизелиста» Анатолий Ватутин взял меня в команду защитником. Играл в первой пятерке в паре с Сергеем Андреевым, затем с Володей Лохматовым, потом снова с Андреевым. В сезоне 1975 / 76, когда мы играли переходные игры со СКА за выход в Высшую лигу, у нас была самая сильная команда за всю историю пензенского хоккея. При этом советский хоккей был любительским, хоккеисты не имели права получать зарплату и премиальные за выход на лед. Ну, и мы все были проведены на дизельном заводе как слесари, токари, инженеры. Самую большую ставку в 230 рублей получали порядка пяти игроков, у остальных выходило 200 и 160 рублей в месяц.

- Говорят, второй секретарь обкома партии и большой любитель хоккея Георг Васильевич Мясников редкую игру пропускал...
- У него на стадионе даже свои валенки были. Он переобувался и занимал свое место на трибуне в специально огороженном закутке. Да и в раздевалке частенько появлялся, раздавал указания как заправский тренер. Он реально поддерживал команду: и премиями помогал, и квартиры с машинами доставал. Да и председатель Пензенского горисполкома Александр Щербаков играл не последнюю роль, всегда старался помочь, чем мог.

- За нарушение режима тогда строго наказывали?
- Курение и тем более пьянство не поощрялись. Хотя курили многие, некоторые по три пачки в день! И при этом умудрялись бегать, как лоси... А был у нас вратарь - большой любитель поддать. Бывало, даже на игры приходил в таком состоянии. Маску сразу нацепит - а маски у вратарей тогда были пластиковые, с дырочками для глаз - и сидит так на предматчевой установке в раздевалке. Мол, чтобы непонятно было, что он поддал. Тренер спрашивает: «Ты чего в маске?» А тот отвечает заплетающимся языком: «Привыкаю к игре». И на лед. При этом играл так, что ни в жизнь не догадаешься, что человек прилично поддал!

- В клубы Высшей лиги вас приглашали?
- Только в воскресенский «Химик», куда в свое время уехали братья Голиковы. Но мне уже было под тридцать, семья, двое детей, и Юрий Пережогиня решил не дергаться. А вскоре захотелось попробовать себя на тренерском поприще. Два года я отучился в Высшей школе тренеров. Меня приглашали тренировать казахстанский «Енбек», но я подумал, что лучше побуду пока в Пензе вторым тренером, наберусь опыта. И не прогадал, в 1983 году меня назначили главным тренером «Дизелиста».

- При вас «Дизелист» достиг лучших результатов в своей истории, отыграв два сезона в Суперлиге…
- Так приятно вспоминать, когда на каждой игре стадион «Темп» был забит до отказа! Еще бы, ведь в Пензу приезжали ведущие клубы страны. Помню, после игры с ЦСКА мы с легендарным наставником армейцев Виктором Васильевичем Тихоновым, прежде чем отправиться на пресс-конференцию, пропустили по рюмашке. Несмотря на свои заслуги, лучший тренер мира оказался весьма простым в общении человеком.

- А ведь вы тоже успели потренировать сборную страны…
- Правда, это была не главная, а студенческая сборная России, составленная на базе «Дизелиста», которую возглавлял заслуженный тренер СССР Николай Карпов. Я же поехал на Всемирную универсиаду вторым тренером. Мы должны были становиться чемпионами, но в полуфинале нас подвел спартаковский вратарь Олег Шевцов, пропустивший 4 шайбы от чехов. В матче за третье место мы победили финнов - 4:0. Бронзовые медали - тоже неплохо, но осадок остался.

- Ваш сын Сергей тоже играл за «Дизелист». Вы сами привели его в хоккейную школу?
- Мне хватало работы и с главной командой, так что все заботы по воспитанию сына на себя взяла супруга. Когда Сергей ужеЮрий Пережогин окончил СДЮШОР, я ему сказал: «В моей команде тебе играть еще рано. Покатайся пару лет в Липецке, если там что-то покажешь, тогда заберу тебя в «Дизелист». Он отыграл защитником два сезона в Липецке, потом в Воскресенске поиграл, а затем в составе тольяттинской «Лады» в 1994 году стал чемпионом страны. Получается, по титулам превзошел отца. И только после этого оказался в «Дизелисте».

- Как сильно, на ваш взгляд, изменился хоккей сегодня?
- Раньше хоккей был техничнее, а сейчас перешли на силовую игру. Бросят по воротам - и давай толкаться у борта. Зрителю уже не так интересно смотреть на игру, может быть, поэтому на хоккей стали меньше ходить.

- Кроме почетной миссии консультировать «Дизель» вы ведь человек на заслуженном отдыхе. Чем занимается Пережогин-пенсионер?
- Да у меня постоянно дел полно! Особенно летом. У нас с женой есть свой домик возле санатория «Нива», места изумительные: лес, речка, родники, чистейший воздух. Там мы выращиваем огурцы и помидоры. Причем томаты селекционные - чуть ли не по килограмму вырастают! Рыбалку очень люблю. С моим другом, главным строителем Пензенской области Александром Гришаевым, мы объездили всю губернию в поисках рыбных мест. Мой рекордный улов - карп весом в 4 кг.

Яков Белкин, Молодой ленинец
09:00 21/03/16