14 Апр

РУБ

2:3

(1:1 0:2 1:0)

НФТ

18 Апр

АКМ

3:4

(0:1 1:1 2:2)

НФТ

19 Апр

АКМ

1:3

(0:1 1:1 0:1)

НФТ

22 Апр

НФТ

:

АКМ

О матче

П1
2.46
X
4.01
П2
2.51
23 Апр

НФТ

:

АКМ

О матче

Анатолий Степанов: до сих пор так и не удалось убить в себе игрока

Анатолий Степанов: до сих пор так и не удалось убить в себе игрока

Анатолий Степанов дважды выигрывал «Братину» в составе нефтекамского «Тороса». Его хоккейная карьера была интересной и насыщенной. Форвард успел поиграть в Суперлиге, ВХЛ, чемпионатах Белоруссии и Казахстана. Сейчас Степанов стал одним из помощников Александра Титова в красноярском «Соколе».

В интервью пресс-службе ВХЛ Анатолий рассказал о том, насколько тяжело ему дался переход на тренерскую работу, вспомнил лучшие хоккейные годы и поделился воспоминаниями из далекого детства.

«Стал чуть черствее и прагматичнее»

- Хоккеист Анатолий Степанов и тренер – это два разных человека?

- Безусловно. Сейчас я нахожусь в процессе перестройки. Все-таки мне до сих пор так и не удалось убить в себе игрока. С переходом на тренерскую работу я стал чуть черствее и прагматичнее. Теперь приходится смотреть на игру с иного ракурса. Да и с ребятами общаюсь уже немного по-другому. С теплотой вспоминаю те годы и прекрасную атмосферу, царящую в раздевалке. Этого мне порой не хватает. 

- Что сложнее – играть или тренировать?

- Каждая профессия сложна и в то же время интересна. С переходом на тренерскую работу, возросла ответственность и добавилось много «бумажной» рутины. Очень серьезно пришлось потрудиться летом – в период межсезонья. Собирал информацию о том, как правильно готовить хоккеистов, на что стоит обращать особое внимание и делать акцент. Сейчас существует множество различных методик. Хоккей не стоит на месте. Стараюсь делать занятия разнообразными и интересными, чтобы ребята получали от них удовольствие и, в то же время, выходили на лёд максимально подготовленными. 

- Кто в этом помогал?

- Алексей Николаевич Селиверстов – наш бывший тренер по физподготовке, а также Алексей Алексеевич Рябков. Что-то применяю из собственного опыта и интернета, где сейчас также можно найти массу полезных вещей. Собрав все лучшее воедино, мне удалось разработать собственную программу. Очень часто общаемся с главным тренером «Сокола» Александром Николаевичем Титовым и его помощником – Андреем Вячеславовичем Никишовым и обсуждаем некоторые детали.

 
- Семья не препятствовала переходу на тренерскую профессию?

- Мне уже 35. Рано или поздно с хоккеем пришлось бы заканчивать. Сейчас появился очень хороший шанс работать в команде с высокими задачами и стабильным финансовым положением. Огромное спасибо руководству клуба за доверие и возможность продолжать трудиться в любимой сфере. Я очень счастлив и получаю удовольствие от того, чем занимаюсь.

- Когда поступило предложение от руководства «Сокола» и как долго над ним размышляли?

- Это произошло после окончания минувшего сезона. Два-три дня ушло на раздумья, после чего я дал добро. Сначала все это было на уровне разговоров, чуть позже дошло до конкретики. Решил попробовать себя в новой роли.

«Плывем с игроками в одной лодке»

- Бывшие одноклубники теперь называют вам по имени-отчеству. Шуток на этот счёт не было?

- Никаких проблем. Субординация возникла сразу. Все-таки в прошедшем сезоне я и так был одним из самых возрастных игроков в команде. С введением нового лимита в ВХЛ, ветеранов в клубе практически нет. Да, с кем-то вместе я ещё выступал, но это никак не отражается на взаимоотношениях внутри коллектива. Никто не позволяет себе работать спустя рукава и халтурить. Ко мне все ребята относятся с уважением, за что им огромное спасибо.

- Как прошла предсезонная подготовка, и на что делался основной акцент в работе?
 
- Традиционно лето – сложнейшее время для хоккеистов. Во время сборов ребятам приходилось очень много бегать и работать в тренажёрном зале. Мы серьёзно изменили прошлогоднюю систему подготовки. Как показали анализы, в сезон игроки вошли в хорошей физической форме. Думаю, что все мы сделали правильно. Остальное покажет сезон.

- Как выглядела команда по ходу летнего периода?

- Ребята – молодцы. Им приходилось играть под нагрузкой. По сравнению с прошлогодними результатами во время предсезонки мы выглядели лучше. Посмотрим, как команда будет смотреться по ходу чемпионата. К счастью, летом нам удалось серьёзно усилиться. В «Соколе» начал сезон самый именитый воспитанник красноярского хоккея – Александр Сёмин. Ребятам теперь есть, с кого брать пример. Более того, состав стал намного глубже, соответственно, возросла конкуренция, что позволит нам проводить ротацию по ходу чемпионата.

- Задачи перед командой руководство уже озвучило?

- В минувшем сезоне мы были девятыми. В этом году будем стараться играть намного лучше. Цели перед игроками и тренерским штабом стоят самые высокие. Посмотрим, удастся ли их выполнить. Мы плывем в одной лодке, поэтому и ответственность за результат лежит на всех. 

«Сёмин - большой мастер»

- Сезон в «Соколе» начал самый известный красноярский хоккеист Александр Сёмин. В какой форме он сейчас находится и способен ли усилить состав красноярцев?

- Первая встреча показала, Александр – большой мастер. Несмотря на поражение, Сёмин выделялся своей техникой. Думаю, он команде очень поможет и будет прибавлять от матча к матчу. Ждём, что он станет лидером «Сокола» в нынешнем сезоне.

- Первый матч ваша команда уступила «Южному Уралу» со счётом 1:3. Чего не хватило команде для победы?

- Прежде всего – спортивной наглости и злости. Мы не так часто лезли на ворота соперника и, что называется, продавливали их оборону. Нам очень нужны были «рабочие» голы. Вместо этого игроки старались разыгрывать красивые комбинации и доводить моменты до верного. Возможно, сказалось и некоторое предстартовое волнение. На матч открытия приехал губернатор, ледовый дворец набился битком.

«Торос»

- Будучи игроком, вы успели поиграть в Суперлиге, ВХЛ, чемпионатах Белоруссии и  Казахстана. Какие сезоны вспоминаете с особой теплотой?

- «Золотые» годы в Башкирии в составе «Тороса». Два сезона подряд мы выигрывали «Братину» и жили в Нефтекамске одной большой и дружной семьёй. Выделю ещё и «Молот», с которым мы в в начале 2000-х выходили в Суперлигу. А также «Казахмыс», где удалось завоевать бронзу в 2008 году. 

- В чем был секрет того «Тороса», и благодаря чему удалось дважды подряд выиграть «Братину»?

- Нам удалось собрать всех игроков команды в единый и крепкий кулак. Да, возможности клуба не были безграничными, но это не мешало команде добиваться побед. Мы выходили на каждую встречу биться и умирать друг за друга. В коллективе не было никаких группировок, все старались держаться вместе. И в моменты побед, и в моменты поражений. Со многими игроками того «Тороса» общаюсь до сих пор. Кто-то уже закончил карьеру, кому-то удалось пробиться наверх – в КХЛ. Всегда рад видеть каждого из них и с удовольствием пообщаюсь при встрече.

- После шести сезонов в «Торосе» по ходу 2015 года вы переехали в чемпионат Казахстана. Расставание с клубом было болезненным?

- С того момента прошло уже много времени. Не буду лукавить, переезжал в другую команду с тяжестью на душе. Но жить одними воспоминаниями не совсем правильно. Сейчас я работаю в Красноярске и брошу все силы для того, чтобы игра «Сокола» в нынешнем сезоне была более красочной и результативной, а клуб выполнил задачи, поставленные руководством.

- Давайте вспомним день расставания с «Торосом». Кто сообщил вам о том, что клуб расторгает с вами контракт, и от кого конкретно исходила инициатива? 

- Это было общим решением руководства. Оно не обсуждалось. С утра, перед игрой с Тюменью, меня вызвали и объявили о том, что клуб растрогает со мной контракт, а также поблагодарили за проделанную работу. Никто ничего не объяснял. В «Торосе» на тот момент произошли серьёзные изменения. Пришёл новый тренерский штаб. Ушёл Руслан Мухометханафович Сулейманов. Возможно, я стал ненужным, хотя по игре и статистике, вопросов ко мне не возникало. Не люблю копаться в грязном белье, перевернул ту страницу и пошёл дальше. Самое главное, что сейчас все хорошо.

- Оглядываясь назад, что бы изменили в себе? 

- Рад тому, как сложилась моя карьера. Да, были трудные времена и тяжёлые травмы. Удалось поиграть на высоком уровне в амбициозных командах, кое-что выиграть. Прыгнуть куда-то выше не получилось. Возможно, не хватило мастерства или чего-то ещё. После 30 были варианты уехать за границу, но на тот момент у меня уже было двое детей, поэтому предпочёл остаться ближе к семье. Менять бы ничего не стал. С теплом и добротой вспоминаю хоккейные годы. Карьера пролетает как один миг. Нужно выжимать из неё максимум - жить на льду сердцем и душой и стремиться с каждым днём быть лучше и выше. 

Спортивная семья

- Вы росли в спортивной семье. Отец – мастер спорта международного класса СССР по тяжёлой атлетике. Старший брат – Александр, выигрывал Континентальный Кубок, трижды - Суперлигу и дважды – Кубок Гагарина. Слава родного брата по ходу хоккейной карьеры не давила психологически?

- Напротив, глядя на успехи Саши, старался быть только лучше, постоянно тянулся за ним. Если бы не он, возможно, я бы никогда и не заиграл в хоккей на профессиональном уровне. Своим примером Сашка показывал мне, как стоит работать и выкладываться на тренировках, а также добиваться успехов, не имея при этом большого таланта. С годами я это понял и сумел выбраться «наверх». Огромное ему спасибо и низкий поклон. Кстати говоря, родная сестра добилась успехов в синхронном плавании и получила звание мастера спорта. Так что у нас вообще очень спортивная семья. 

- Как вообще вы попали в хоккей, кто привёл в секцию?

- Гуляли по Сокольническому парку вместе с родителями. Зашли в ледовый дворец «Спартака» и увидели, как 12-летние мальчишки гоняют шайбу. Нам очень понравилось. С того дня и решили стать хоккеистами. Мне на тот момент было 5 лет, брату – 8. Сашке было гораздо сложней, чем мне. Начинал он с моими сверстниками, однако за несколько лет сумел догнать и даже перерасти многих своих ровесников и попасть в команду мастеров.

- Зачастую, в больших семьях одного из детей больше любит мама, другого – папа. Как было у вас?

-  У нас не было подобного разделения. Да, отец больше времени занимался с Саней, мама возилась со мной. В любом случае, родители – самые близкие люди, сделавшие для нас даже больше чем возможно. Ведь росли мы в тяжёлые времена – в 90-е годы. К сожалению, мамы уже нет с нами, но мы её помним и очень любим.

- Родители часто посещали матчи с участием сыновей?

- Конечно, они старались их не пропускать. При случае, подменяли друг друга. Огромное им спасибо за то, что дали нам шанс быть самодостаточными людьми и все для этого сделали.

- Отец много тренировал вас с братом индивидуально. Над чем в основном работали?

- Мы регулярно бегали кроссы, тест Купера, выполняли ряд прыжковых и силовых упражнений. Не забывали и об игровых видах спорта. На даче в Болдино отец смастерил нам футбольные ворота и баскетбольное кольцо. Очень много времени проводили с мячом на улице. Папа вообще большую часть жизни посвятил нам.

-  Тренировки были сложными?

- Не сказал бы. Другое дело, что заниматься приходилось в то время, когда сверстники отдыхали. Но отец всегда говорил нам с братом: «Придёт время и вы скажете мне большое спасибо». Так и вышло. 

- Он был строгим учителем?

- Да. Очень.

- Сейчас знания, полученные в детстве от отца, применяете на практике?

- Очень часто пользуюсь его словами и методиками. Он был отличным мотиватором и научил трудиться через не могу. Преодолевать боль и заставлять себя вставать ранним утром, в то время, как мои друзья ещё спали. Это очень пригодилось по ходу профессиональной карьеры. После болезненных попаданий шайбы и силовых приёмов я терпел и вспоминал слова отца. Вставал и продолжал играть, не показывая того, что мне больно. Характер закалился именно в детстве.
 
- О чем мечтали, впервые встав на коньки?

- В основном, это были какие-то детские фантазии. Немного повзрослев, стал смотреть уже в сторону НХЛ. Хотел выйти на игру где-нибудь в Монреале или Торонто. Но, важно понимать, что пробиться за океан очень не просто. Далеко не все рождаются малкиными, семиными и овечкиными. 

Прежде всего, хоккей – огромный труд и каждодневная изнуряющая работа. Не каждому удаётся пробиться наверх, но в любом случае профессиональный спорт дисциплинирует и мотивирует. Ребёнок вырастает сильным и способным постоять за себя, знающим, что такое труд и изнуряющие тренировки.

- Мечта выйти на лёд в одной тройке с братом так и осталась несбыточной?

- К сожалению, да. Несколько раз играли друг против друга. Видимо, Бог сказал нам: «Нет!» Но у нас с Сашей очень хорошие и тёплые отношения. Сейчас мы живём с ним в разных городах, но постоянно находимся на связи. Очень люблю двух его сыновей – моих крестников.
 
- Чем сейчас занимается Александр, выступавший в минувшем сезоне в «Витязе»?

- Он решил завершить профессиональную карьеру. Пока отдыхает от хоккея и ищет себя. Саша – обеспеченный и самодостаточный человек. Думаю, в ближайшее время он решит, в каком направлении двигаться и развиваться дальше.

Капитан и боец

- Тренеры всех клубов очень ценили вас за высокую самоотверженность, командность и страсть, которую вы передавали партнёрам, в связи с чем - назначали капитаном. Сложно ли справляться с данной ролью?

- Мне всегда нравилось быть капитаном. Выходил и отдавался хоккею без остатка. Конечно, не обходилось и без сложностей. Возможно, в некоторых ситуациях стоило промолчать. Пользуясь случаем, хочется сказать огромное спасибо ребятам за оказанное доверие. Именно они выбирали меня на капитанскую роль. Оценивать себя не возьмусь, главное, что выполнял свою работу от души.

- Ваша заряженность на борьбу нередко перетекала в драки. Помните самый памятный бой?

- Это было в Перми. Подрались тогда с чешским защитником Карелом Рахунеком. Прилично так «пободались». Никогда не относил себя к числу тафгаев. Всегда мог постоять за себя, но самоцелью драки никогда не были. Не любил делать подлости и старался применять силовые приёмы строго по правилам. 

- Тренеры за драки не ругали?

- Бывало. Я вообще обычно набирал за сезон много штрафа. Старался с этим бороться, но не всегда получалось. С другой стороны, и на мне очень часто фолили. Может быть, это и спасало. Так что сильно меня не журили. 

Кубок Петрова – лучший подарок

- Вам довелось работать под руководством многих известных тренеров. Кто из них запомнился больше всего и почему?

- Выделю несколько человек. Первым тренером у меня был Юрий Александрович Чебарин. В фарме ЦСКА я работал под руководством Сергея Наильевича Гимаева. В Перми очень многое почерпнул от Валерия Викторовича Постникова. К сожалению, никого из них уже нет в живых. Очень помогли нынешний главный тренер «Сокола» Александр Николаевич Титов и его помощник Андрей Вячеславович Никишов. До сих пор они учат меня тонкостям хоккея. Не забываю и «золотые» годы в «Торосе» и работу под руководством Василия Анатольевича Чижова, Руслана Мухометханафаровича Сулейманова и Альфреда Асфановича Юнусова.
 
- Нет желания в будущем стать главным тренером одной из команд или работа над функциональной подготовкой хоккеистов доставляет вам большее удовольствие?

- Не сказал бы, что занимаюсь с ребятами только «физикой». Это лишь часть из того, что мне приходиться делать. Конечно, многому ещё предстоит научиться. Сейчас все мысли только о том, как выполнить задачи, поставленные руководством клуба. Нам нужно поднять «Сокол» на самый верх турнирной таблицы. 

- Какие цели ставите лично перед собой на сезон?

- Они не отстают от командных. Будем стараться завоевать Кубок Петрова. Это станет для меня самым лучшим подарком в год старта тренерской карьеры.

Пресс-служба ВХЛ