19 Апр

АКМ

1:3

(0:1 1:1 0:1)

НФТ

22 Апр

НФТ

4:3

(2:1 2:0 0:2)

АКМ

23 Апр

НФТ

3:2 ОТ

(0:0 2:0 0:2 1:0)

АКМ

Алексей Акифьев: невыход «Торпедо-Горький» в плей-офф — стечение обстоятельств

Алексей Акифьев: невыход «Торпедо-Горький» в плей-офф — стечение обстоятельств

Главный тренер «Торпедо-Горький» Алексей Акифьев подвёл итоги сезона для своей команды, рассказал о своём идеальном месте отдыха, а также поведал о том, что именно он поменял в менталитете игроков нижегородского коллектива. 

Акифьев 19032020текст.jpg

«Отрицательный опыт — тоже опыт»

— К сожалению, вашей команде не удалось попасть в плей-офф. Что получилось, а что не получилось у вас в прошедшем сезоне?

— Мы немного поменяли рисунок игры. Он стал более агрессивным. Ребята поняли, что они могут играть в более агрессивный и современный хоккей, который сейчас модно называть «вертикальным». Мы хотели войти в восьмёрку, но нам немного не хватило. Что-то команда растеряла в начале сезона...

По ходу чемпионата мы вывели других ребят на первые роли, и они поняли, что могут расти и развиваться. Из команды МХЛ у нас было заиграно пятнадцать человек. Многих молодых игроков в этом году возьмём на сборы. У нас есть парни, которые хотят и стремятся. Сначала им было немножко тяжело понять требования нашего тренерского штаба, но потом они к ним привыкли и осознали, что их выполнение может приносить им успех. Мы обыгрывали лидеров и играли на равных с командами своего «класса». Где-то нам немного не хватало мастерства и физики. Большинство также хворало. К тому же, мы мало забивали, но это приходит со временем. В следующем году у нас будет немножко другая команда, и мы с самого начала будем требовать от неё быстрого, агрессивного, «вертикального» хоккея. В следующем сезоне мы обязательно постараемся попасть в плей-офф.

— Долгое время «Торпедо-Горький» шёл недалеко от первой восьмёрки. Но зимой команда отдалилась от неё. С чем связываете этот неудачный период?

— Некоторые ребята, которые очень много играли в обороне и закрывали большое количество времени в меньшинстве, получили травмы. Это Кирилл Беляев и Коля Полунин. Два-три человека у нас выбыли. Стальнов и Почивалов уезжали в первую команду, а подпитаться нам было некем. Потом мы уже подписали некоторых ребят. Но с ними мы опоздали в плане подготовки, потому что для того, чтобы войти в систему команды, нужно время. Потом уже вроде встрепенулись, но в концовке нам не хватило времени. Поэтому то, что мы не попали в плей-офф, — стечение обстоятельств. Нам не хватило длины скамейки и травмированных игроков. А ребята, которые пришли, их не сразу заменили. Пораньше бы всё это сделать... Что ж, отрицательный опыт — тоже опыт. В следующем году мы будем продумывать такие моменты.

— Насколько сильно вашим ребятам помогли поездки в первую команду?

— В любом случае, поездка в КХЛ полезна. Ребята съездили туда, узнали, что это такое, посмотрели, какое там отношение к тренировочному процессу. Но и мы, тренеры Высшей лиги, пытаемся донести до них то же самое. Если ты чётко выполняешь требования тренера, то ты развиваешься. Это целый процесс, и это очень здорово. Ребят нужно привлекать в первую команду, чтобы они привыкали к её тренировкам, к быстрому движению и мышлению, принятию решения ещё до того, как к тебе придёт шайба. Мы стараемся им это объяснить, но это всё на словах. А когда ты играешь с мастеровитыми ребятами, которые умеют так думать, ты начинаешь расти. Чем, например, «молодёжка» отличается от ВХЛ? В МХЛ ребята играют со своими ровесниками. Здесь же они встречаются с 25-30-летними игроками. Идёт немного другой хоккей.

— Вы пришли в команду по ходу сезона. Что было для вас самым сложным в плане адаптации?

— Сложностей не было. Просто нужно было за короткое время поменять стереотипы игроков. Мы ввели дисциплину и игровое задание. Тот, кто выполнял его, играл дальше. Мне нужно было сломить их понимание правильности отношения к профессии. Ведь хоккей для ребят — это работа. На первом месте должно быть отношение к работе. Все должны выполнять её хорошо. Не может быть такого, чтобы кто-то один был сильнее, а другой — слабее. Неважно, сколько тебе лет, главное — чтобы все одинаково хорошо выполняли игровое задание. Мы достаточно долго за это боролись, но я думаю, что в процессе у нас получилось это подтянуть. Из-за этого и результат стал другим.

— Кроме выполнения игрового задания, над какими качествами игроков вам пришлось больше всего работать?

— Мне нужно было научить игроков быстро мыслить и принимать решения. К тому же молодым ребятам каждый день нужно работать над техникой и тактикой. Например, по тактике мы поставили определённые рамки и сказали, что будем действовать только так. И когда ребята начали играть в наш хоккей, они поняли, что игра строго по игровому заданию приносит результат. С этим пришлось немножко покопаться, но парни всё быстро схватили и стали двигаться дальше.

«Не важно, попал ты в плей-офф или нет, — всегда надо играть на победу»

НН 28032020текст.jpg

— Кто из вашей команды добился наибольшего прогресса за сезон?

— Многие добавили. С теми, кто не хотел это делать, мы расставились. Я считаю, что Томилов и Венгрыжановский вышли на более серьёзный уровень. Шульга, поднявшийся из «молодёжки», заиграл у нас в основном составе. Максим Михайлов выглядел неплохо в свой первый год в ВХЛ. Коля Полунин хорошо в защите сыграл, Кирилл Беляев очень много шайб на себя поймал. Берестенников также забил много голов. Стальнов и Почивалов заиграли по-другому и начали выезжать в первую команду. Эта группа игроков и составила костяк команды. Многие ребята добавили. Каждый из них по чуть-чуть положил в копилочку, и получился вот такой коллектив. Надеемся в следующем году сохранить этот костяк, потому что этим обстрелянным ребятам нужно будет уже показывать результат. Они молодцы, подросли за сезон.

— Какой матч в сезоне вы бы назвали лучшим, а о каком вам не хочется вспоминать?

— Наверное, мне не хотелось бы вспоминать поражение в Усть-Каменогорске от «Торпедо» со счётом 0:6. Мы настраивались на игру, но она сразу пошла не по тому руслу, и мы из-за этого рассыпались. Что касается хороших матчей, то их много было. Мы неплохо сыграли в Красноярске и с питерским «Динамо», хоть и проиграли им со счётом 1:2. Со «СКА-Невой» мы проиграли буквально за две минуты. Много матчей ребята вытаскивали в овертайме. Хорошая игра была в конце чемпионата с «Барсом», когда мы победили со счётом 4:3. Сложно выделить какой-то один матч. Тем более, у нас была серия из четырёх побед подряд. Парни тогда сами поняли, что они могут и умеют играть.

— У команды часто бывали ситуации, когда она выигрывала один или два матча, но не могла удержаться на победной волне. Сказывались молодость и недостаток опыта?

— Я думаю, что так и есть. Чем мастеровитее команда, тем она стабильнее, тем ровнее она играет. А в нашем случае ребята почувствовали, что они поймали ритм игры, и появились халатность и отсутствие дисциплины. Но это присуще молодым игрокам. Их нужно всё время мотивировать, подстёгивать, подначивать. А взрослые ребята сами настраиваются и знают, что от них требуется. С молодёжью же не всегда так получается, ведь у каждого из них свой характер. Но когда наши ребята поняли, к чему нужно стремиться, это начало их подстёгивать. Особенно хорошо это было заметно в конце сезона, когда мы уже поняли, что не попадём в восьмёрку. Тогда команда неплохо сыграла на выезде с ЦСК ВВС и выиграла у «Барса». То, что мы не могли выйти на постоянный победный ход, можно списать на молодость наших ребят. Но со временем к ребятам всё придёт.

— «Чайка» в этом году едва не попала в плей-офф МХЛ. Есть ли понимание того, каких ребят и в каком количестве вы бы хотели пригласить на предсезонные сборы?

— Да, там есть игроки, которые в этом сезоне были с нами в течение нескольких матчей. У нас есть понимание, кого мы будем привлекать в следующем сезоне. Может быть, возьмём кого-нибудь на просмотровые контракты. Я думаю, что эти ребята нам помогут. Если же нет, то мы с ними попрощаемся.

— Насколько для вас важно с точки зрения посыла на следующий сезон, что команда выиграла последний матч в гостях у «Барса»?

— Это очень важный момент для психологии. Сезон заканчивается после последней игры. Неважно, попал ты в плей-офф или нет, — всегда надо играть на победу. Не имеет значения, решает ли что-то эта игра или не решает. В любом случае, ты должен воспитывать в себе характер победителя. Это очень важно для становления команды. Парни — молодцы, они не опустили рук, сыграли и выиграли этот матч.

— К сожалению, нельзя обойти вниманием тему коронавируса. Как эпидемия повлияла на работу команды после завершения регулярного чемпионата?

— У нас был план работы на полтора месяца до двадцатых чисел апреля. Мы должны были поработать над техникой и игровым мышлением. Но, вы видите, что в наши планы вмешалась не от нас зависящая ситуация. Конечно, ребята порадовались тому, что они пораньше уйдут в отпуск. С другой стороны, это время очень нужно для развития молодых парней, и его жалко терять. Ведь мы могли поработать над тактикой, техникой и игровым мышлением, чтобы на предсезонке обкатать конкретные моменты. Ещё мы могли посмотреть новых игроков.

— Игроки НХЛ сейчас вовсю тренируются у себя дома. Давали ли вы своим ребятам программу, по которой они могли бы заниматься в своих четырёх стенах?

— Да, мы сейчас готовим видеопрограмму со специальными упражнениями. Упор будет сделан на работу со своим телом или со штангой, чтобы игроки развивали физическую силу. Этим можно заниматься в домашних условиях. Сейчас наш штаб готовит программу таким образом, чтобы её можно было написать на листке и каждому раздать.

— Как вы будете контролировать её выполнение?

— Я надеюсь на профессионализм парней, ведь это их дальнейшая жизнь. Не надо контролировать игрока, который хочет развиваться и расти дальше, ведь это нужно ему самому. Он сам придёт и покажет свои тесты на предсезонке. Если этот хоккеист сдаст все тесты на предсезонке, мы его оставим. Если же нет, то контракт с ним придётся расторгнуть. Я думаю, что сейчас парни всё понимают, ведь они получают за это зарплату. Считаю, что никого контролировать не надо. Всё должно оставаться на совести игроков.

«Шумиху вокруг гречки и туалетной бумаги считаю раздутой»

Акифьев 28032020-1текст.jpg

— Отпуск для вас наверняка наступил раньше, чем вы рассчитывали. Чем занимаетесь в свободное время?

— Стараюсь смотреть игроков, матчи и подчёркивать для себя какие-то моменты. Нужно всё посмотреть и увидеть своими глазами. Рабочий процесс не останавливается. Мы же не игроки, а тренеры. Нам нужно многое проанализировать, взвесить и подумать над тем, кого можно оставить, а с кем необходимо расстаться. Нужно также распланировать предсезонные сборы. У нас много аналитической работы.

— То есть, к семье в Самару вы пока не уехали?

— Нет, я пока остаюсь в Нижнем Новгороде. Мне нужно ещё примерно дней десять для того, чтобы съездить посмотреть на те объекты, где команда будет проходить предсезонку. Всё это мы обсудим с руководством клуба и тренерским штабом. Посмотрим места, где мы сможем тренироваться, и обговорим то, кому какая нагрузка нужна.

— Часто ли родные приезжали к вам по ходу сезона?

— Нет, у них не получалось. Одна дочь у меня учится в институте, а другая — в школе. Поэтому чаще я к ним ездил.

— Сейчас многие заранее закупаются необходимыми товарами, например, гречкой и туалетной бумагой. Следуете ли вы примеру толпы?

— Нет. Дело в том, что я считаю всю эту шумиху сильно раздутой. Рядом с нами находится магазин, и там всё есть. Поэтому никакой панике я не поддаюсь. Думаю, что через месяц-полтора всё утихнет и встанет на свои места.

— Соблюдаете ли вы и ваши подопечные какие-либо меры предосторожности?

— Да, наш доктор уже объяснил, что и как нужно делать. Естественно, мы придерживаемся его рекомендаций. Раз уж пошла такая ситуация, то это очень неприятно и опасно. Будет лучше, если мы начнём предпринимать какие-то меры предосторожности, чтобы ничем не заразиться и быть готовым к серьёзной работе на предсезонке.

— Сейчас, в связи с пандемией, из России практически невозможно куда-либо вылететь. Куда бы вы отправились с семьёй, если бы не коронавирус?

— Сложно сказать. Мы с семьёй думали насчёт Турции, ведь на моря всё-таки нужно выезжать. Но планировали одно, а получилось другое. Может быть, подумаем о Крыме. Но многие говорят, что сейчас нужно воздержаться от такого отдыха. Возможно, мы никуда не поедем. Всё-таки, у нас рядом Волга. Под Тольятти есть хорошие пляжи, где можно отдохнуть.

— Каков идеальный отпуск Алексея Акифьева?

— Конечно же, для меня желательно недели на две поехать за границу, куда-нибудь на море, где можно отдохнуть и набраться сил и эмоций. Люблю побыть в Самаре с родителями и детьми, ведь в течение сезона я мало вижусь с семьёй.

— Представьте ситуацию: вы на отдыхе случайно встречаетесь с кем-нибудь из своих игроков. Будете ли вы следить за тем, чтобы он следовал спортивному режиму?

— Скорее всего, нет. Пусть он делает, что хочет. В конце концов, это отпуск, и ребята вправе распоряжаться своим временем так, как они хотят. Это взрослые люди, они должны давать полный отчёт своим действиям. Отдых есть отдых, пусть каждый проводит его так, как хочет. Всё должно быть в рамках разумного и приличного вне зависимости от того, буду ли я рядом. Опять же, хоккеисты являются медийными личностями, они должны вести себя адекватно и нормально.

Пресс-служба ВХЛ