19 Апр

АКМ

1:3

(0:1 1:1 0:1)

НФТ

22 Апр

НФТ

4:3

(2:1 2:0 0:2)

АКМ

23 Апр

НФТ

3:2 ОТ

(0:0 2:0 0:2 1:0)

АКМ

Александр Свистунов. Сан Саныч – хоккейный человек

Незабытые имена: Александр Свистунов

Справка: Александр Александрович Свистунов, ветеран тюменского хоккея. Родился в 1947 году в Тюмени. Кандидат в мастера спорта СССР по хоккею. Выступал за «Водник» (Тюмень, сезоны 1966 – 70); КСК (Тюмень, 70-71); «Химик» (Днепродзержинск, 71-72); «Искра» (Тюмень, 72-73); «Нефтяник» (Ухта, 73-75) и «Нефтяник» (Альметьевск, 75-76). Два десятилетия трудился тренером в ДЮСШ №3. Сейчас входит в состав бригады арбитров в качестве судьи за воротами на матчах Высшей хоккейной лиги.

В Тюмени много улиц хороших и разных. С их названиями, благозвучными и, порой, не очень, неразрывно связаны судьбы горожан. Кому-то по сердцу Мельникайте, кто-то встретил судьбу на Республики, а для кого-то нет ничего роднее Доудельной. А вообще, редко встретишь тюменца, кто бы по ним не хаживал. Другое дело улица Госпаровская, приютившаяся чуть под углом рядом с рекой. О ней даже слышал не каждый. Между тем, Госпаровская – это колыбель тюменского хоккея.

Вглядываясь в лица

Про всех своих великих игроков канадцы сочинили по несколько историй (за это им остается бурно поаплодировать). В одной из них обязательно рассказывается о том, как маленький и щупленький мальчик, вместе с отцом чистил и заливал каток на заднем дворе дома или с клюшкой наперевес отправлялся кататься на замерзший пруд на краю деревни. Разумеется, холод каждый раз стоял собачий, а когда парень чуть подрастал, то непременно уезжал в Большой город, откуда через пару месяцев сбегал к родительскому очагу, но через какое-то время все-таки приносил свою судьбу в жертву народу. Попросту говоря, гонял шайбу за огромные деньги.

В жизни тюменского хоккеиста, человека-трудяги с настоящей, а не выдуманной для красного словца судьбой, Александра Свистунова были, есть и навсегда останутся его искрящийся нас солнце, как зеркало пруд, его челночные бега с ведром по трескучему морозу, его игра за тюменский «Водник» 16 апреля 1969 года в Лужниках в матче с московским «Динамо».

Свистунов Александр. Еще вчера – практикант, резервист. Сегодня - игрок основного состава. Такую характеристику дает «защитнику с Госпаровской» ежемесячный спортивный выпуск газеты «Тюменский комсомолец» с коротким, но еАлександр Свистуновмким названием «Эстафета» от 15 ноября 1968 года. Именно в этот день «Воднику» предстояло провести дебютный поединок в чемпионате Советского Союза среди команд класса «А» с нижнетагильским «Спутником». Далее по тексту.

«…Сегодня все они встревожены. Сегодня тюменский «Водник» впервые выведет в судейском протоколе новый ранг: команда класса «А». Рука бойца пробует острый полоз конька, гнет клюшки крюк, пристегивает шлем. В последний раз перед выходом на лед тренер Евгений Владимирович Субботин вглядывается в лица своих питомцев».

Вот они, хоккейные герои-шестидесятники. Вратари Виктор Афонин и Анатолий Зенкин, защитники Александр Свистунов, Вадим Мардаров, Анатолий Краснов, Анатолий Кривошеин, нападающие Владимир Кизаев, Юрий Пережогин, Александр Полицинский, Василий Замуруев, Федор Шахматов, Валерий Шабалин, Владимир Щинников, Николай Воробьев, Геннадий Самопальников, Владимир Кабанов, Алексей Тверитнев и Николай Самопальников.

Явно прибавил

По словам корреспондента «Эстафеты», рассказывая о команде, Субботин поморщился, когда речь зашла о защитниках. Мол, стараются, но не та кондиция. Однако ровно через год, все тот же Субботин, человек предельно рассудительный и на ветер слов не бросающий, признал, что Свистунов еще повоюет. Вот дословная цитата из «Эстафеты» от 14 ноября 1969-го. «…Свистунов – явно прибавил». К слову, «Спутник»-то «субботинцы» в своем дебютном матче подбили (4:1). На трибунах стадиона «Нефтяник» собрались пять с половиной тысяч болельщиков. Автором же первого гола «Водника» в классе «А» стал Кизаев, простреливший уральские ворота уже на исходе стартового периода.

Вспоминая подвиги первопроходцев тюменского «мастерского» хоккея не стоит забывать, что условия, в которых им приходилось играть, мягко говоря, были далеки от комфортабельных. С треском опровергая тезис о «молчаливости» советской прессы все та же «Эстафета» бьет глаголом не в бровь, а в глаз. «… Гостей они принимают на корте, который по нынешним временам не делает чести даже райцентру, начинающему культивировать хоккей. А «Водник», между прочим, в высшей лиге советского хоккея! И вполне возможно, что сегодня ему стыдно. Не за себя».

Эмоции, выплеснутые коллегой, по-видимому, настоящим комсомольцем, на бумагу, можно понять и где-то даже принять. Но вот только краснеть за свой клуб тюменским хоккейным рыцарям никогда не приходилось. Выражаясь современным языком, менеджеры у «Водника» были высококлассные. Решающую роль в становлении команды еще на заре шестидесятых сыграл один из руководителей судоремонтного завода Константин Гутманович Авербух. Много лет ударно потрудился в должности начальника команды Олег Кузнецов. А к суровым условиям, когда шайба «рвется» на морозе, хоккеистам было не привыкать. С детства были дюже закаленные.

Саша, бей в девятку!

Как и все мальчишки с Госпаровской летом Свистунов играл в футбол, а зимой - в хоккей. К ледовой игре ребят приобщил Михаил Иванович Беляев. Прямо на территории завода АТЭ, где он трудился, обустроили пусть и крохотный, но все-таки каток. Разумеется, места всем не хватало. Тренировались на замерзшем болоте, самостоятельно поливая и поддерживая его всю зиму в пригодном состоянии. Потом «госпаровских» парней взял под крыло Николай Никандрович Драчев, блиставший с «Водником» в классе «Б», а с Борисом Петровичем Елькиным в 1965 году они дошли до финального турнира на призы ЦК ВЛКСМ, где соперничали с ЦСКА, московским «Спартаком» и челябинским «Трактором». Через год Свистунова вместе с Володей Даниловым призвали в «Водник». Вопрос, сразу ли согласился на приглашение, вызвал у Сан Саныча улыбку. Разумеется, не размышлял ни секунды. Играть в команде мастеров… Да об этом можно было только мечтать!

Однако мечты мечтами, но без труда, как известно, не выловить и рыбку из пруда, не то, что выдержать конкуренцию за место в составе с маститыми зубрами. Когда на сборах Свистунов увидел, что вытворяет со штангой Юрий Пережогин, то у него отпала челюсть. Но ничего, оброс мышцами, мастерством и опытом. Александр Александрович говорит о себе, что никогда не хватал звезд с неба. Дескать, работал, старался повышать уровень мастерства, был, как все. Может быть, да только не каждому игроку той поры выпадала удача сыграть в Лужниках против «Динамо».

В Москву, на четвертьфинал Кубка СССР, «Водник» прибыл за стуки до матча. В тот день играла другая пара команд: «Спартак» и ленинградский СКА. Поселились в гостинице «Юность», что находилась по соседству с ареной, ну а раздевалку «Воднику» отрядили под самой крышей. Вниз на площадку посмотришь – страшно. Перед матчем, понимающий Субботин попросил своих ребят сыграть с «Динамо» достойно. Они и отыграли. Конечно, запомнился Мальцев. Он, кстати, в 1967 году, защищая еще цвета команды из Кирово-Чепецка, закрыл «Воднику» дорогу в класс «А» в переходном турнире. Его первая половина состоялась в Тюмени, но из-за оттепели участники сражений переместились в Ярославль. Голкипер Виктор Афонин и тогда, в большинстве других матчах был бесподобен. Так Мальцеву со скамейки кто-то крикнул: «Саша, бей в девятку!». Он так и сделал.
Водник (Тюмень), конец 60-х годов