В нынешнем сезоне к команде «Горняк-УГМК» присоединилось несколько новых игроков, в их числе — нападающий Олег Зайцев. В интервью он рассказал о том, как с детства решил стать профессиональным хоккеистом, поделился своим опытом игры в Канаде и КХЛ, а также поведал о том, как команда провела продолжительный сентябрьский выезд.
— В одном из интервью ты говорил о том, что твое хоккейное будущее было уже предопределено. Можешь вспомнить свои первые шаги на льду и первую хоккейную тренировку?
— Впервые на лед меня поставили в 3 года. Отец привел меня на каток — я, как и все, половину тренировки пролежал на льду. Чуть позже начал кататься со стульчиком, а дальше уже начало получаться лучше и лучше.
— Ты изначально ставил перед собой цель стать профессиональным хоккеистом. Как ты пришел к такому твердому решению в столь раннем возрасте?
— Наверное, каждый спортсмен с детства ставит перед собой цель стать профессионалом в своем деле. В моем случае не обошлось без участия родителей; много дополнительных тренировок, на которые меня возил отец, выработали серьезный подход к хоккею.
— С детства ты равнялся на старшего брата и его катание. Несмотря на то, что ваши амплуа разные, оказало ли это влияние на то, что, кроме атаки, ты неплохо смотришься и в обороне?
— Егор мне часто подсказывал, да и сейчас подсказывает касаемо моментов игры в обороне: как правильно действовать, чтобы усложнить шансы соперника в атаке. Конечно, я к нему прислушиваюсь, и часто это мне очень помогает.
— Вам часто удается смотреть игры друг друга? И подсказываешь ли ты ему в чем-то?
— Конечно, я часто смотрю игры «Спартака», когда есть время, из них можно много чего подчеркнуть. Ему тоже стараюсь давать подсказки в тех моментах, в которых он может действовать лучше. Также и он смотрит мои игры, дает советы, как и где можно было бы действовать правильнее.
— Были ли еще у тебя кумиры в детстве? Возможно, есть ныне выступающие хоккеисты, чья игра тебе симпатична?
— Мне всегда нравился Сидни Кросби. Симпатизирует его стиль игры: он одинаково полезен как в атаке, так и в обороне. Сейчас есть очень много крутых хоккеистов, которые разрывают лиги, всех не перечислить.
— Ты уже успел сыграть и в КХЛ, и в Канаде в WHL. Какое влияние на твою нынешнюю игру оказал этот опыт?
— В WHL мне очень понравился стиль игры: агрессивный и жесткий. В КХЛ за все время, что там провел, успел сыграть против многих мастеров этой лиги. Также в моей команде было немало звезд КХЛ, у которых я старался учиться многому — как на льду, так и вне льда. Благодаря этому я стал лучше понимать игру.
— Какие у тебя были ожидания от WHL? И получил ли ты то, зачем туда летел?
— Получил колоссальный опыт — это главное.
— Какое ключевое отличие канадского хоккея от отечественного ты бы мог выделить?
— Я думаю, сейчас уже почти ничем не отличается. Раньше, да, это был совсем разный хоккей. Сейчас можно выделить только жесткость самой игры: в Канаде она всегда была выше, чем у нас.
— Что показалось самым трудным в адаптации в новой лиге?
— Незнание языка.
— Каким образом тогда строилась твоя коммуникация с партнерами и тренерским штабом?
— У меня в команде был еще один русский игрок — это меня спасало в первое время. Потом уже начал учить язык и общаться с партнерами и тренерами.
— Сейчас, из-за отсутствия постоянной практики, забыл язык или до сих пор что-то помнишь?
— Подзабыл немного, но, думаю, после небольшой практики знания вернутся.
— Если говорить в целом о Канаде, какие впечатления оставила эта страна? Что тебе больше всего в ней понравилось?
— Мне там понравилось: я обзавелся новыми знакомствами, традициями и знаниями.
— Кроме этого, ты имеешь достаточно большой опыт игры в КХЛ. Расскажи про свой первый матч на этом уровне. Было ли волнение, и как с ним справлялся?
— Первый матч был после предсезонных сборов. Мне было 17 лет, честно, уже не совсем помню, что я испытывал в этот момент. Запомнилось то, что играл с братом в одной пятерке, и он всегда меня подбадривал. Я даже забил гол в той игре. Волнение, конечно, присутствовало, но через 2–3 смены стало поспокойнее.
— Ты суммарно провел 52 матча за московское «Динамо» в двух сезонах. Почему не удалось закрепиться в КХЛ?
— Из 52 матчей я почти все провел в первом сезоне. Потом произошла смена тренерского штаба, и так получилось, что остаток контракта я провел во второй команде.
— Скучаешь ли ты по той атмосфере, которая была на матчах, или же игры ВХЛ ей не уступают?
— Атмосфера в КХЛ, конечно, более масштабная, но и в ВХЛ болельщики умеют гнать вперед!
— Прошлый год ты провел в «Тамбове». Расскажи о том, каким этот сезон получился для тебя.
— Год в «Тамбове» мне очень понравился: завел много друзей, с которыми и сейчас поддерживаем связь. Что касается хоккея, то тоже все сложилось более-менее удачно.
— Как оценишь выступление команды и свое лично в плей-офф? Чего не хватило команде, чтобы пройти дальше?
— Жаль, что не прошли дальше. Вели всю серию, не хватило немного везения на 6-ую и 7-ую игры. Сделали все, что могли. От игр в плей-офф у меня остались положительные воспоминания, надеюсь, в этом году удастся пройти намного дальше.
— Как ты получил предложение перейти в «Горняк» и долго ли на этот счет думал?
— В конце сезона нам позвонил генеральный менеджер «Горняка», предложил перейти в команду, но на тот момент еще не было известно, будет ли со мной продлен контракт в «Тамбове», поэтому переход немного отложился. Потом все-таки произошел большой обмен с «Тамбовом», в результате которого я оказался в системе «Автомобилиста» и ни о чем не жалею.
— Расскажи о том, чем ты занимался в межсезонье? Успел ли восстановиться и настроиться на новый сезон или же большую часть времени забрал переезд?
— После вылета из плей-офф 21 марта, насколько я помню, команду распустили, и я поехал к семье, домой. Успели слетать на отдых, и с середины мая мы с братом приступили к подготовке к сезону: тренировки, лед, земля, разные сборы. Поэтому и отдохнуть успел, и подготовиться. А в Екатеринбург я приехал в день медобследования.
— Как выглядит твой идеальный день в отпуске?
— Наверное, это должно быть где-то на море. Проснуться с утра, позавтракать, пойти на пляж, позагорать, поиграть в волейбол обязательно.
— Тебе нравится волейбол?
— Да, я люблю на море поиграть именно в пляжный волейбол. А так — нет, не мой вид спорта.
— А кроме хоккея и пляжного волейбола увлекаешься какими-то видами спорта?
— В футбол мне нравится играть, настольный и большой теннис. Также баскетбол, но здесь мне нравится не играть, а именно бросать мяч в кольцо.
— Как прошла твоя адаптация в «Горняке»? Со многими игроками был знаком?
— Все прошло здорово. Из команды я уже знал человек 8–10. С кем-то вместе выступал за «Динамо», с кем-то играл еще в детской школе. С некоторыми ребятами был знаком по сборной, кого-то знал косвенно. За счет того, что мы сразу поехали на сборы, все прошло отлично: через работу все познакомились и начали общаться.
— Раньше тебе доводилось встречаться с верхнепышминской командой как с соперником. Какое впечатление производил «Горняк»?
— В прошлом сезоне мы с «Горняком» встречались дважды и в обоих матчах потерпели поражения с большим счетом. Мне всегда нравилось то, что у команды достаточно атакующий хоккей, они не отбрасывают шайбу. Наверное, за счет этого они нас и обыгрывали постоянно. Мне нравится такой стиль игры, когда атака развивается через пас, без забросов.
— Какими получились для тебя сборы? Есть ли существенные отличия в тренировочном процессе «Горняка-УГМК» в сравнении с твоими предыдущими командами?
— Если сравнивать со сборами с первой командой «Динамо», то там мы больше бегали «на земле». А в «Горняке» и «Автомобилисте» больший упор делался на лед.
— Можешь в целом оценить сборы? Легко ли они тебе дались?
— Нормально. Были и тяжелые тренировки, были и полегче. Вечером, в основном, у нас была более тактическая работа, утром — основная нагрузка в зале и на льду. Также и в первой команде было. Терпимо.
— Какое у тебя самое нелюбимое упражнение на тренировках?
— На сборах самым нелюбимым упражнением были парашюты, резинки, баллоны — это все одна тренировка. Я думаю, она самая нелюбимая у многих игроков.
— В нынешнем сезоне ты уже отметился результативными действиями. Эмоции от первой заброшенной шайбы за новую команду по-прежнему ярче, чем от всех последующих?
— Честно, уже, наверное, не имеет такого большого значения. Больше доставило радость, когда мы в последнем матче выездной серии забили, сравняли и выиграли встречу. От этой игры эмоций было больше, чем от первой шайбы.
— Если говорить в целом о твоей карьере, то какой матч для тебя был самым запоминающимся и почему?
— Скорее всего, тот, в котором я забросил первую шайбу за «Динамо» в КХЛ. Я долго не мог забить, и в первой игре после Нового года у меня все же получилось реализовать момент, и также я еще отдал ассист в той игре.
— Какой период твоей карьеры был самым тяжелым?
— Когда в «Динамо» произошла смена тренерского штаба в основной команде, и меня отправили во вторую команду. Это было не самое лучшее время для меня.
— На протяжении своей профессиональной карьеры ты играешь под 25 и 13 номерами. С чем связан такой выбор?
— Большую часть своей карьеры я играл под 13 номером и только, наверное, пару лет выступал под 25. Еще в детстве отец выбрал мне 13 номер, собственно, под ним я и играл первое время. Так как все здорово получалось, я решил его не менять. Потом, когда я перешел на взрослый уровень, этот номер был занят, и я выбрал 25. Провел неплохой сезон и оставил его. Сейчас вновь вернул себе 13 номер.
— Сентябрь для команды получился непростым. За исключением первой игры все матчи были выездными. Как игрокам и тебе, в частности, дался этот месяц?
— Если честно, тяжело. Под конец выезда, особенно первого, когда нас дома не было около 10 дней, уже доставали из себя все что можно. Очень сильно устали. Потом вернулись на пару дней и опять уехали. Стараемся правильно восстанавливаться. Во второй части смогли взять 4 очка из 6.
— Во время выезда вы меняете не только города и арены, но и часовые пояса. Как это отражается на физическом состоянии? Сильно выматывает?
— От екатеринбуржского времени часовые пояса меняются не сильно: либо плюс два часа, либо минус. Это не такая большая разница. В прошлом году, когда мы с «Тамбовом» летали, там разница могла быть 4 часа, и это уже было тяжело.
— Как ты проводишь свободное время на выездах?
— Во время выездных серий свободного времени не так много. Мы приезжаем, у нас проводится тренировка, вечером ужин, собрание, массажи и различные процедуры. Также нужно обязательно посмотреть свою прошлую игру. Когда побольше свободного времени, можем прогуляться и посмотреть город немного. А так в основном отдыхаем в номерах.
— Ты успел поиграть в разных городах. Тяжело ли было освоиться на новом месте, а потом вновь его менять?
— На самом деле я уже третий год подряд меняю локацию, и поэтому это не так тяжело. Когда переезжал в Екатеринбург, мы заранее сняли квартиру, и когда уже приехали, сразу заселились и отправились на сборы. Так как сборы с «Автомобилистом» были в Екатеринбурге, я немного успел познакомиться с городом, но далеко не все посмотрел.
— Твоя семья планирует посетить домашние матчи «Горняка»?
— Да, отец с мамой приедут в октябре на вторую домашнюю серию.
— Чем занимаешься в свободное от игр и тренировок время?
— По-разному. Так как я уже успел с ребятами познакомиться, они, как правило, предлагают куда-нибудь сходить: погулять или поиграть в мафию.
— Что помогает тебе отвлечься от хоккея?
— Встречи с друзьями и посещение различных заведений. В целом смена обстановки помогает отвлечься.
— Какие командные и личные цели ты ставишь на текущий сезон?
— Первая задача — выйти в плей-офф, а вторая — пройти как можно дальше. Говоря о личных задачах — побить свой рекорд по набранным очкам.
— Тебе, как нападающему, больше нравится забивать голы или же отдавать ассисты?